"Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Кое-что из воспоминаний.

Сообщений 1 страница 20 из 31

1

Всех приветствую.
Откопал у себя кое какие литературные потуги из собственных восспоминаний. Решил поделиться. Строго прошу не судить и ногами не пинать. Итак:

== Кинозал в общежитии. ==

Было это в начале 80-х
В те годы я, школьник-старшеклассник подвязывался в любую киноаппаратную
в городе. Куда пускали. Поскольку любил процесс кинопоказа и всё, что
с ним связано.

А одном из техникумовских общежитий был, вполне так неплохо оборудованный,
кинозал. В прежние времена это был обычный актовый зал, где проводились
собрания и всякие прочие мероприятия. Иногда там проводили киносеансы
с использованием кинопередвижки: Показывали учебные, документальные,
научно-популярные, а также и художественные фильмы. Происходило это всё,
как правило, спонтанно, по указаниям начальства и прочих вышестоящих
организаций.

Примерно в конце шестидесятых - начале семидесятых годов комендантом
общежития назначили одного бывшего военного лётчика, вышедшего в отставку
по состоянию здоровья. Но, великому сожалению, застать мне него не пришлось.
Он и реорганизовал зал под стационарный кинотеатр. Выбил оборудование.
Практически полностью своими руками сделал капитальный ремонт.
Натянули экран. На окна повесили тёмные шторы, оборудовали аппаратную.

Кроме того, новый комендант оказался ещё и опытным радиолюбителем.
(Но это уже другая история.) Практически всю электронику он доводил сам.
Некоторые блоки он практически сделал заново. Этот человек выполнял
роль и инженера, и техника, и киномеханика.

В аппаратной установили два поста кинопроекторов серии КН. Хотя на шильдиках
было написано КН-15, на самом деле, это были далеко уже не 15-е модели.
Проекторы были модернизированы умелыми руками и доведены до достаточно
современного состояния. Механика и электрическая части содержали детали
от более современных моделей. Что-то было переточено, что-то доработано...
К сожалению, я не сильный спец в моделях КН-ов, да и времени прошло много.
Всего рассказать не могу, уж извините.
Сматыватели и наматыватели стояли явно от поздних моделей - открытые.
Фонарь с переключамыми лампами. Не было пакетника. Автоматика перехода
взята от 17-го. Причём сделано всё было очень аккуратно и красиво.
В звукоблоке были установлены современные щелевые микрообъективы.
Фотоумножители заменены на фотодиоды. Усилитель стоял ламповый, неизвестной
мне модели. К нему были подключены не только проекторы, но и проигрыватель
с магнитофоном. Также из зала тянулись два экранированных провода для
подключения микрофонов. В общем, всё было сделано на очень серьёзном уровне.
Для согласования и коммутации всех этих источников звука стоял самодельный
предварительный усилитель, он же микшер. Внешне представлял он из себя чёрную
металлическую коробку от какого-то военного прибора, из которой торчали
многочисленные регуляторы и тумблеры. Внутри стояли несколько самодельных
печатных плат. Предусилитель для проекторов, как я понял, был скопирован
с 6У-34 или другого из серии КЗВП. Точно сказать не могу. Внутри также
был достаточных размеров трансформатор (по виду, ватт этак на 250 - с нехилым,
так запасом), который питал всё это хозяйство, а также читающие лампы
проекторов. И ещё на чёрта лысого бы хватило. Транс имел, судя по всему,
кучу обмоток. Там же был напаян добрый десяток диодных мостов, рядом с которыми
была уложена изрядная такая батарея конденсаторов..

После проведённой модернизации был заключён договор с облкинопрокатом и
начали проводить регулярные киносеансы: где-то 3-4 сеанса в неделю худ.фильмы,
плюс учебные и научно-популярные.

Хозяин содержал свою вотчину в идеальном состоянии. Даже полы мыл сам, не
доверяя ни уборщице, ни студентам.

Следующим комендантом назначили женщину, для которой, естественно, всё это
хозяйство - тёмный лес. Поэтому курировать кинозал был назначен преподаватель
электротехники. Но поскольку он был лишь теоретиком и руки пачкать особо
не хотел, на полставки взяли штатного киномеханика. Ну, всё как обычно:
официально числился один инженер из киносети, работал - кто то другой.
В принципе, можно понять. Это делалось из-за текучки кадров, неизбежной
в таких конторах.

Итак, в этом кинозале я болтался, как запасной киномеханик. Был. так сказать,
своеобразной палочкой-выручалочкой: если местный киномех перепутает день и
вечером напьётся, или во вторую смену внезапно поставят, или на больничный.
Бывало, одного выпрут, а другого ещё не подыскали.

Начальника (это тот, который преподаватель) звали, если мне память не изменяет,
Алексей Васильевич. А вот фамилию его даже и не знал. Представляете?

Сам он провести сеанс не умел, зато других учил аж бегом. И ещё очень любил
влазить куда не надо. Но об этом позже.
Надо сказать, что при нём аппаратная начала медленно приходить в упадок.
Правда, пыль вытиралась регулярно. Но уход за проекторами был минимальный,
техобслуживание делалось от случая к случаю. Вот так, короче.

Продолжение следует

Отредактировано Duwakin (15-05-2020 17:31:40)

2

Продолжение

Звонят:
- Саша. Сегодня надо сеанс открутить. Приходи.
Это даже не вопрос. Знают, что буду. Правда, частенько сеансы из-за
этого задерживались на полчасика, пока я прибегу.
Включаю питание. Распаковываю фильмоноски. Быстренько перематываю
первую часть. Заряжаю. Мотор - свет - проекция. Погнали...
Работали только с рулонами, на разборках. Бобин не было.
В процессе сеанса на свободном посту отдраиваю тракт от ужасного слоя
нагара. Подмазываю - благо хоть маслёнка всегда под рукой.

Переход на вторую часть. Конечно же, анаморфотная насадка стоит
криво. Поправил. Выскочил в зал послушать - сказали, что на этом посту
какие-то проблемы со звуком. Да нет, вроде всё нормально.
В середине части перегорает лампа. Переключаю на резервную. Блин,
ну так и есть, вторая лампа сбита - стоит чёрт-те-как.
На ходу меняю первую. Разбираться будем потом.

Ну вот сеанс окончен. Укладываю фильмоноски. Получаю свой честно заработанный
рубль вместе с поучительной лекцией хрен-знает-о чём от внезапно появившегося
Алексея Васильевича. Улучив момент, не дождавшись окончания лекции, быстренько
линяю домой, так и не разобравшись с лампой на втором посту.

***

Началась вторая неделя работы. Очередной "штатный" киномех сломал ногу
и работать позвали меня.

Прихожу во вторник перед сеансом и застаю такую картину:
Развороченный проектор, перед которым, согнувшись буквой "зю", одетый в халат,
что-то наколдовывает начальник, держа в руке 60-ваттный паяльник.

Молча подошёл. Поздоровался. В ответ - мычание. После паузы спрашиваю:
- Что случилось? Сеанс будет?
В воскресенье было всё нормально. Открутил сеанс без проблем.
- Да, будет. Здесь что-то звук плоховат. Перематывай пока фильм.
Я пожал плечами и принялся за перемотку.
Оказалось, что Васильевичу не понравился звук на одном посту и он решил
(светлая головушка) поменять на нём фотодиод. К счастью (или, правильнее
сказать к несчастью), в ЗИПе, тщательно подготовленном прежним хозяином,
были запасные диоды. Кстати, он назвал его "фотоэлемент" что и навело
меня позже на мысль.

Слышу за спиной:
- Ну всё, заряжай журнал, проверим звук.
Зарядил, запустил. Как и следовало ожидать, звук стал ещё хуже...
Причём намного. Хрип, искажения, фон местами пробивается и прочая фигня.
Сеанс отменять не стали. Так и прохрипел этот пост весь сеанс.
Посмотрел я на те сопли, которые висели возле фотодиода и решил заняться
этим вопросом сам.
На следующий день я пришёл днём. Захватил с собой свой любимый 25-ваттный
паяльник, спиртоканифольный флюс и, конечно обожаемый тестер ТЛ-4М.
Ключ от аппаратной мне давали без проблем, чего удостаивался не всякий киномех,
Начальство всё отсутствовало, поэтому я без помех приступил к работе.
Первое, что я сделал, это сравнил полярности включения фотодиодов
на одном и на другом посту. Рассуждал я просто.
- Так, как это диод, полярность его включения играет роль.
- Так, как это диод, Васильевич о нём не имеет никакого представления.
Значит впаян он наобум и, скорее всего, неправильно.
Так оно и оказалось. Диод был впаян наоборот.
Кроме того, пришлось всё приаккуратить. Оказался оторван экран,
что и было причиной фона, и плюс к тому, питание звуковой лампы коротило на корпус.

Запаял, заизолировал. Зарядил часть (хорошо, что фильм ещё не отправили).
Звук стал намного лучше, хотя и с искажениями. Тут я вспомнил, что на
предусилителе есть подстройка чувствительности для каждого поста.
Правда пришлось открыть крышку, чтоб разобраться. Внутри оказалось
всё перемечено - автор был аккуратным конструктором. Уже позже я нашёл
начерченные от руки подробные схемы с номиналами и напряжениями.
Начал крутить подстроечник. На самом деле это был обычный СП-3, только
без оси, под отвёртку. Ноль эмоций. Звук не меняется...

В конце концов оказалось всё просто.
Васильевичу не понравился звук - громковат. У него, оказывается
была бумажка, где было всё расписано: что и как крутить. И регулируя
чувствительность резистором, просто с дури скрутил башку оному. А не получив
нужного результата, решил заменить фотодиод, который называл фотоэлементом.

Резистор я заменил, благо, в ящике с ЗИПом оказалось просто море всего.
Звук отрегулировал. Всё приаккуратил, собрал и довольный ушёл.
Абзац.

Окончание следует

Отредактировано Duwakin (15-05-2020 17:42:52)

3

Окончание

На следующий день, не без удовольствия отработав сеанс, я с глубоким чувством
гордости собрался уходить домой. В фойе меня поджидали комендантша общежития
и ещё какой-то мужик в костюме и при галстуке.
- Саша, подойди сюда. Это заместитель директора Иван Иванович.
- Здравствуйте, Иван Иванович.
Он не удостоил меня даже взглядом.
- Что у вас там произошло со звуком? Алексей Васильевич, я так поняла,
всё наладил?
И не дожидаясь ответа:
- Чтоб я тебя больше здесь не видела. Нечего лезть туда, куда не надо.

Как топором по башке.

- А-аа, что случилось???
- Я думаю, до милиции дело доводить не будем. Всё. Шагом марш отсюда!

Можете себе представить, что со мной было, когда я шёл домой.

Денег мне за отработанные сеансы, конечно же, не заплатили.
Лишь спустя время я узнал что же всё-таки произошло.

Следующей весной в городе встречает меня комендантша.
- Здравствуй. Давай зайдём, пожалуйста, ко мне в общежитие. Нужно поговорить.
- В чём дело. О чём?!
- Я хочу извиниться.
Во как!
Всё таки решил зайти. Действительно извинилась. Даже чаю предложила.
- Расскажи, пожалуйста, что тогда было со звуком.
Рассказал. Всё, подробно.
- Понимаешь в чём дело. Мне Алексей Васильевич всё наоборот рассказал.
Вот это номер.
- Он сказал мне, что ты там куда-то влез и всё испортил. А он починил.
Капец. Ну и сука!
- У нас есть к тебе просьба. Там что-то опять сломалось. Не мог бы ты глянуть.
А не пошли бы вы на...
- Алексей Васильевич теперь у нас больше не работает.

Решил всё-таки посмотреть. Молодой был. Не мог отказать. Тем более, после
извиннений и такого сообщения. Зашёл в аппаратную. На стенке над предусилителем
пятно копоти. И характерная вонь.

Короче говоря, Умник опять влез. На этот раз - в предусилитель.
И что-то не так подключил. По словам комендантши, чуть не устроил пожар.
Открыл. Похоже погуляло здесь 220. Внутри ничего целого. От дорожек на платах
только тени, как после ядерного взрыва. Всё, что было пластмассовое - всё
оплавилось. Даже транс обуглился, бедняга.

Сотрудничать с ними я отказался. Пред уже не починить, только делать заново.
Да и времени нет: готовился поступать в институт - учёба, подкурсы и прочее.
Напомнил о деньгах. Обещали заплатить, но так и нифига...

По осени встретил знакомого киномеханика (я уже тогда студентом был).
Он рассказал, что теперь этот зал стоит на обслуживании в горкиносети.
Весь звукоусилительный тракт там поменяли. Поставили КЗВП-14.

А Умника турнули из технаря "по собственному".

Такая вот история.

--- ВСЁ ---

За сим откланяюсь.

4

Duwakin написал(а):

- Саша, подойди сюда. Это заместитель директора Иван Иванович.
- Здравствуйте, Иван Иванович.
Он не удостоил меня даже взглядом.
- Что у вас там произошло со звуком? Алексей Васильевич, я так поняла,
всё наладил?
И не дожидаясь ответа:
- Чтоб я тебя больше здесь не видела. Нечего лезть туда, куда не надо.

Прям пережил сейчас этот неприятный момент.
Странно что они сначала даже слушать не стали. А потом извиняться..

5

timofey написал(а):

Странно что они сначала даже слушать не стали. А потом извиняться..

Кому они больше поверят: "почтенному" преподавателю или пацану школьнику?

Кстати, кинозал этот буквально через пару лет после этого загнулся окончательно.
А последнее место, где я работал, был клуб одного из заводов. Единственная киноустановка в городе, которая осталась с углями.
И был это примерно 1985 год.

6

Duwakin написал(а):

Кому они больше поверят: "почтенному" преподавателю или пацану школьнику?

Кстати, кинозал этот буквально через пару лет после этого загнулся окончательно.
А последнее место, где я работал, был клуб одного из заводов. Единственная киноустановка в городе, которая осталась с углями.
И был это примерно 1985 год.

А после почему не работали? Обстоятельства так сложились или сами уже не хотели? Странно тут наверное такое писать "не хотели"

7

timofey написал(а):

А после почему не работали? Обстоятельства так сложились или сами уже не хотели? Странно тут наверное такое писать "не хотели"

Я ведь не профессиональный киномеханик. Когда учился в школе, работал от случая к случаю. Потом, в 1982 поступил в институт, в 87 году закончил. Там же,  в институте и остался работать, правда на другой кафедре. А заниматься кино времени уже не оставалось. Пока были знакомые в кинотеатрах, иногда заходил в гости. Но было уже не интересно: полная автоматика, ксенонки, ролики по 20 минут, автоматические моталки. Из удовольствия, только что плёнку зарядить. Больше ничего - Ни тебе переход сделать, ни часть перемотать. Не говоря уже о том, что плёнка не рвалась...
Потом все поуходили. Наступили 90-е. Всё развалилось окончательно.

8

Duwakin написал(а):

Я ведь не профессиональный киномеханик. Когда учился в школе, работал от случая к случаю. Потом, в 1982 поступил в институт, в 87 году закончил. Там же,  в институте и остался работать, правда на другой кафедре. А заниматься кино времени уже не оставалось. Пока были знакомые в кинотеатрах, иногда заходил в гости. Но было уже не интересно: полная автоматика, ксенонки, ролики по 20 минут, автоматические моталки. Из удовольствия, только что плёнку зарядить. Больше ничего - Ни тебе переход сделать, ни часть перемотать. Не говоря уже о том, что плёнка не рвалась...
Потом все поуходили. Наступили 90-е. Всё развалилось окончательно.

Тут и добавить нечего. Прям занавес закрывать

9

Duwakin
Детские воспоминания самые сильные, я пацаном мотался по школам, пионерским лагерям и т.п., одним словом на кинопередвижке. Благодаря ностальгии по тем временам и был создан этот форум, как-то тёмным, зимним вечером решил нажать на кнопку "создать форум" :rolleyes:

Duwakin написал(а):

Сматыватели и наматыватели стояли явно от поздних моделей - открытые.
Фонарь с переключамыми лампами. Не было пакетника. Автоматика перехода
взята от 17-го.

На КН-15 фонарь и так был с двумя лампами, а КН15-4 был с  электросхемой как на КН-17, ни какого пакетника и фотодиод стоял, также был сматываль и наматыватель на 600 метров с разборными бобинами, возможно такие КНы и были и вас. Вот фото КН15-4.

10

КПТ-36 написал(а):

Duwakin
Детские воспоминания самые сильные, я пацаном мотался по школам, пионерским лагерям и т.п., одним словом на кинопередвижке. Благодаря ностальгии по тем временам и был создан этот форум, как-то тёмным, зимним вечером решил нажать на кнопку "создать форум"

:cool:

КПТ-36 написал(а):

На КН-15 фонарь и так был с двумя лампами, а КН15-4 был с  электросхемой как на КН-17, ни какого пакетника и фотодиод стоял, также был сматываль и наматыватель на 600 метров с разборными бобинами, возможно такие КНы и были и вас.

Скорее всего нет. На 100% не могу сказать. Давно это было.
Но На шильдике было КН-15 без модификаций.
И были явные переделки. Что помню:
Сматыватель/наматыватель - точно не родные, цветом и качеством покраски отличались от самого проектора, на креплениях следы дороаботки.
В звукоблоке крепёжные уголки - явный самопал и крышки лампы самодельные. Корпус от ФЭУ остался Сигнальные разъёмы - от ФЭУ - здоровые 3х контактные. Там же было пущено и питание читающей лампы.
Да, кстати, окна на крышке не было. Это точно. Переход можно было делать только с открытой крышкой.

КПТ-36 написал(а):

Вот фото КН15-4.

У Вас на последнем фото изображён не тот проектор - с пакетником!
И первое фото не открывается.

11

Duwakin написал(а):

У Вас на последнем фото изображён не тот проектор - с пакетником!

Так там и подписано что это КН15-2 с кассетами от КН15-3, я это фото прилепил чисто из-за кассет паказать что на них нет пламягасящих роликов.

Duwakin написал(а):

И первое фото не открывается.

Ну это фотохостинг долбанутый.

12

КПТ-36 написал(а):

Так там и подписано что это КН15-2 с кассетами от КН15-3, я это фото прилепил чисто из-за кассет паказать что на них нет пламягасящих роликов.

Тогда вопрос: Чем КН15-3 отличается от КН17?
И были ли в природе КН16? КН14 я видел, хотя до этого считал, что чётных моделей в природе не было.
Хотя, например, один знакомый утверждал, что видел живьём Украину-6 (П16П2).

И вообще, не пора ли составить что-то вроде каталога с указанием отличий и характерных особенностей моделей того или иного ряда.
Вот свежий пример - столкнулись с полярностью включения фотодиодов.
Или, например, блок питания БПК-08-78У3 имеет, как минимум, 3 разновидности, которые не отражены в маркировке.
Я подозреваю, что с КН возможно также всё, что угодно.

13

Duwakin написал(а):

Тогда вопрос: Чем КН15-3 отличается от КН17?
И были ли в природе КН16? КН14 я видел, хотя до этого считал, что чётных моделей в природе не было.
Хотя, например, один знакомый утверждал, что видел живьём Украину-6 (П16П2).

И вообще, не пора ли составить что-то вроде каталога с указанием отличий и характерных особенностей моделей того или иного ряда.
Вот свежий пример - столкнулись с полярностью включения фотодиодов.
Или, например, блок питания БПК-08-78У3 имеет, как минимум, 3 разновидности, которые не отражены в маркировке.
Я подозреваю, что с КН возможно также всё, что угодно.

Существовала такая киноустановка КН-16, включала в себя два поста КН-15 или КН15-2. У меня даже на переходной коробке для двух постов КН15-2 написано КН-16.

14

КН написал(а):

Существовала такая киноустановка КН-16, включала в себя два поста КН-15 или КН15-2. У меня даже на переходной коробке для двух постов КН15-2 написано КН-16.

Тогда, если рассуждать по аналогии то КН-14 это есть 2х постовый вариант КН-13?
Если так, то вполне вписывается в то, что я видел

15

Duwakin написал(а):

Тогда, если рассуждать по аналогии то КН-14 это есть 2х постовый вариант КН-13?
Если так, то вполне вписывается в то, что я видел

Совершенно верно

16

Duwakin написал(а):

Тогда вопрос: Чем КН15-3 отличается от КН17?

Основное отличие КН15-3 , это кассеты на 300 метров и однопостная киноустановка, КН-17  600 метровые и двухпостная киноустановка, вообще КН-17 состоит из двух постов КН15-4, в библиотеке есть инструкция по этим аппаратам.

17

КПТ-36 написал(а):

Основное отличие КН15-3 , это кассеты на 300 метров и однопостная киноустановка, КН-17  600 метровые и двухпостная киноустановка, вообще КН-17 состоит из двух постов КН15-4, в библиотеке есть инструкция по этим аппаратам.

Спасибо за информацию.
Вот уж никогда раньше не задумывался.
Помню только, что КН-11 - полгое г..

Равно как и КН-22 с его двухлопастным обтюратором.
Помню, в одной конторе поменяли старые КНы на новые 22е. Это была уже 2-я половина 80-х годов.
В результате их так и не удалось наладить. Оба проектора отправили обратно на завод с рекламацией.
Поставили старые взад.

А что на 300м были - для меня новость. Никогда не сталкивался.
Всегда считал, что 600м это стандарт.

18

Duwakin написал(а):

А что на 300м были - для меня новость. Никогда не сталкивался.
Всегда считал, что 600м это стандарт.

КН-11(12), КН-13(14), КН-15(16) КН15-3 были с 300 метровыми кассетами.
КН13-2(14-2), КН15-2(16-2), КН15-4, КН-17 и последующие модели били 600 метровые.

19

=== Кое что об условных рефлексах ===

Эту историю, произошедшую в 70-х годах прошлого столетия рассказал мне один
знакомый, выпускник ФМА. Постараюсь передать её максимально приближенной
к оригиналу.

Была у них в ту пору одна преподавательница. Вела она то-ли сопромат,
то-ли ТММ, то ли теормех, то-ли ещё какую-то злобубучую дисциплину
- подробностей на этот счёт история не сохранила.
Дама эта имела черезвычайно вредный характер и фамилию Павлова -
простую такую фамилию. Но кто бы мог предполагать, что данный
факт отразится на судьбе одного из студентов... Да и не одного.
Впрочем, всё по порядку...

Завалили как-то студенты коллоквиум. Завалили этой самой Павловой.
Ну обычное явление. Никого этим не удивишь. Пробовали пересдать: кто-то
проскочил, кто-то нет. В результате осталась горстка ребят, которые
остались за бортом. Надо решать проблему с пересдачей. Короче говоря, собрались эти
несчастные и стали вылавливать преподавательницу по её расписанию - договориться
когда и где. Вычислили пару и аудиторию. Пришли. Ждут под дверью. Случилось
это вечером на четвёртом этаже главного. Кто помнит - темно, тоскливо,
обшарпанные двери, стены в потёках от прохудившейся крыши, сыро. зябко.
Все стоят и молчат. Ждут. Настроение ниже среднего.
Вдруг кто-то включает свет в корридоре. Замигали, затрещали, загудели
сиротливо редкие, оставшиеся целыми лампы дневного света, разбрызгивая
вокруг мигающий мертвенно белёсый свет...

"Во... Свет дали" - нарушил тишину один из компании.
"Чё-то, мужики, жрать охота" - абсолютно отвлечённо заметил второй.
Третий на его реплику заметил:
"Ты реагируешь на свет, прям как СОБАКА ПАВЛОВА"
Надо ли говорить, что в этот самый момент открылась дверь аудитории
и показалась госпожа... простите, товарищ Павлова. Немая сцена.

Впоследствии несчастный студент, произнёсший злополучную фразу взял академ,
а потом и вовсе перевёлся на другой факультет. Остальным тоже несладко пришлось.

Такие дела.

20

Duwakin написал(а):

=== Кое что об условных рефлексах ===

Ну если уж говорить об условных рефлексах, ни у кого во время просмотров по телеку старых кинофильмов булки нервно не сжимаются в самом  казалось бы ровном и ничем и не примечательном месте сюжета? Не надолго, буквально на мгновение чтоб потом с облегчением расслабиться.
Угадали о чем я? правильно! В правом верхнем углу телеэкрана мелькнула перекочевавшая с фильмокопии ПЕРВАЯ сигнальная метка,  а до второй метки всего 5 секунд. "ВСЕ ЛИ ГОТОВО?!"   - продолжает спрашивать по инерции мозг, мобилизуя внимание всего организма. 
Стойкий  условный рефлекс. :)