"Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Bolex-421 16мм что за зверь?

Сообщений 1 страница 20 из 27

1

Увидел тут намедни объявление о продаже 16-мм проектора Bolex 421.
Кто нибудь сталкивался с ним?
Пока никакой подробной информации в сети не нашёл.

Меня прельстили несколько моментов:
- полностью открытый тракт
- наличие 3х зубчатых барабанов (???)
- проекция не только на фиксированных скоростях, а также возможность плавной регулировкой скорости, и покадровая
- возможность записи на магнитную дорожку.

Возможные минусы: механика, пассики, лампы и иже с ним, чего, как правило, фиг найдёшь.

А то я уже натрахался с Радугами и Украинами.
Надоело.
Хотя и цена кусачая для меня,  но начал поглядывать в сторону импортных проекторов.

2

А фото есть?

3

GreifeR написал(а):

А фото есть?

Вот Ссылка на лот
Больше пока никакой информации.

4

Японский бог!!!
Объявление закрыто.
Похоже, кто-то уже купил

5

Красивенький однако.

Отредактировано Виктор (19-03-2020 16:10:55)

6

Виктор написал(а):

Красивенький однако.

Был уже, к сожалению...

Нашёл на него брошюрку (форум, ссылка внутри)

Одно место меня поразило: "Electromagnetically controlled shutter with 2 or 3 blades"
Перевожу: "Обтюратор с электромагнитным управлением, имеющий 2 или 3 лопасти"
Хочу спросить: Как это реализовано?!!

Мне всё больше и больше хочется в нём покопаться.
Или хотя бы сервис-мануал найти.

7

Duwakin написал(а):

Виктор написал(а):

Перевожу: "Обтюратор с электромагнитным управлением, имеющий 2 или 3 лопасти"
Хочу спросить: Как это реализовано?!!

Подозреваю, что электромагнитного там - соленоид, переключающий режимы. У меня на более старом "Болексе - 321" это делается вручную, рычажком. Как это реализовано у меня - два обтюратора установлены на одной оси: двойной и тройной. Рычажок вводит в зацепление с осью первый или второй. Тот, который не используется - фиксируется так, чтобы не перекрывал световой поток. 3 лопасти используются при скорости 16 кадров в секунду, иначе мерцание будет заметно. На 421 видимо рычажок двигает соленоид, поэтому так помпезно написано.

Отредактировано Старьёвщик (19-03-2020 23:26:15)

8

а я вот не понимаю, что не так  с радугами и украинами?? у меня и те и те работают прекрасно

9

Старьёвщик написал(а):

Подозреваю, что электромагнитного там - соленоид, переключающий режимы. У меня на более старом "Болексе - 321" это делается вручную, рычажком.

Скорее всего, Вы правы. Подозреваю, что здесь они далеко не ушли.
Случайно попадалось: в каком-то проекторе (не помню и не вспомню, но естественно, не в нашем) при переключении на 16 к/с 2-х лопастный обтюратор начинал вращаться с двойной скоростью, т.е. превращался в 4-х лопастный.
А на Луче вообще одна лопасть, и ничего :)

tml1984 написал(а):

а я вот не понимаю, что не так  с радугами и украинами?? у меня и те и те работают прекрасно

Вопрос тут, скорее, философский. Долго объяснять.
Радугу я отмёл сразу, после пары дней "знакомства", посмотрев на то, как она сделана и как работает... Больше возвращаться не буду!
Да, Украина-5 - моя любовь с детства. Проектор дубовый и неубиваемый. Но не моноблок, к сожалению. И сколько в него труда надо вложить, чтобы довести до ума.
Как отрегулировать его, чтоб он как можно меньше изнашивал плёнку - вопрос не праздный. Особенно если учесть советское качество, особенно в поздних моделях.

Кстати. Хочу остановиться на таком моменте: подробных сборочных чертежей (по крайней мере, в настоящее время) просто нет.
Есть не праздные вопросы при сборке. Например где надо подкладывать шайбы и в каком порядке, а где не надо? А по поводу регулировки фильмового канала - это отдельная песня.
Берёшь любой фирменный сервис-мануал и всё ясно: что, где, куда. Причём разобраться не сможет, разве что, америкос. Разобрал, собрал по чертежу, отрегулировал, согласно описанию и вуаля! Всё работает. И как надо, причём.

У меня был период, когда я смог полностью избавиться от советской звуковой аппаратуры. И ни капли об этом не жалею. А вспоминаю прошлые времена, как страшный сон. Что-то подобное у меня сейчас происходит в сознании и с кинопроекционной техникой.

Недавно закончил переборку Украины на заказ. Последняя ревизия: тихий ужас (соврал - грохочет, как трактор). Даже часть отверстий под винты просверлены не там, да ещё и криво. Поэтому часть винтов просто не закручены. Деньги заработал мизерные, а времени и сил потратил - уйму!
На очереди мой "долгострой", до которого никак руки не дойдут. И вложил, кстати, уже немало.
Что дальше - не представляю.

Извиняюсь за столь пространное отвлечение.

10

Duwakin написал(а):

Что-то подобное у меня сейчас происходит в сознании и с кинопроекционной техникой.

При приобретениии импортного кинопроектора следует учесть один момент: они абсолютно не предназначены для наших драных фильмокопий. Любые корявые склейки, склейки толстым скотчем, рваная перфорация - заканчиваются обрывом. Такое на буржуйских аппаратах не проходит, а на "Украинах" проскакивает со свистом.

11

Старьёвщик написал(а):

При приобретениии импортного кинопроектора следует учесть один момент: они абсолютно не предназначены для наших драных фильмокопий. Любые корявые склейки, склейки толстым скотчем, рваная перфорация - заканчиваются обрывом. Такое на буржуйских аппаратах не проходит, а на "Украинах" проскакивает со свистом.

Кстати, и не только драных или с некачественными склейками. При эксплуатации японского проектора EIKI с сенсорным управлением, мне пришлось столкнуться с проблемой, когда проектор по тем или иным причинам отказывался протягивать совершенно целую киноплёнку грейферным механизмом через фильмовый канал. Причём с демонстрацией этой плёнки на советских проекторах  -Радуга, Школьник или Украина, проблем не было никаких. Как потом выяснилось, эти японские проектора могут работать только с фильмокопиями 100% качества по всем показателям. Наши же советские фильмокопии (в особенности после известных изменений технологии их изготовления после 1974 года, когда печать осуществлялась на плёнку 32 мм. с последующей ее резкой на 2 16-мм. фильмокопии), не всегда подходили для этого проектора и в основном  из- за некачественной резки, которая, однако сглаживалась  без особых проблем на проекторах советских марок. Также некоторая сверхнормальная усадка, в известной степени  влияет на работу импортного проектора , в отдельных случаях делая невозможным демонстрацию на нём фильмокопий с подобными дефектами. Поэтому для нашей России- матушки, в действительности, нет ничего надёжнее и лучше, чем 5-я Украина, единственный недостаток которой заключается в недолговечности и быстрым выходом из строя проекционных ламп накаливания 30 на 400. Кстати, эти лампы легко заменить на галогенные 36 на 400, которые и светят лучше, и работают значительно дольше...

Отредактировано vas (20-03-2020 16:12:26)

12

vas написал(а):

Кстати, и не только драных или с некачественными склейками.

Весомый аргумент. Да, согласен, Украины более всеядные.
Кстати, насчёт склеек: Кто нибудь пробовал клеить 16мм плёнку ультразвуковым склеечным прессом?
Или не обязательно ультразвуковым, а с применением какого либо другого нагревательного элемента.

vas написал(а):

единственный недостаток которой заключается в недолговечности и быстрым выходом из строя проекционных ламп накаливания 30 на 400. Кстати, эти лампы легко заменить на галогенные 36 на 400, которые и светят лучше, и работают значительно дольше...

Только не галогенки!
Я в своей планирую поставить светодиодную матрицу (уже купил, жду инвертора), а в последствии попытаться перейти на безобтюратроную конструкцию (писал в этой ветке).

Теперь по теме: Нашёл электрические схемы на 421 вот тут.
Правда сайт дурканутый - посылает по одной картинке на мыло в pdf 3 штуки в сутки!
Пришлось экспортировать, склеивать - целый геморрой. И картинки делать примерно с 5-кратным запасом по разрешению.
Обработаю и если кому будет интересно - выложу. Тоьлко предупреждаю - файлы будут большими, а читабельность не высший класс, номиналы не всегда понятны.

Хочу слямзить схему предусилителей для фотодиода и МГ. Каждый на 2х транзистороах, компактно, лаконично. Главное что номиналы есть - не надо будет долбаться с подбором постоянных времени.
Интересный момент: Ещё в подробности не вдавался, но, насколько понял, стабилизация скорости осуществляется с помощью обратной свази. Стоит генератор (вопрос, правда, где?), который вырабатывает напряжение, пропорциональное скорости. Это напряжение заводится в петлю САР. Если нужна ручная регулировка скорости - петля САР размыкается, а вместо датчика скорости - потенциометр, задающий оную. Вуаля!

Отредактировано Duwakin (21-03-2020 10:39:44)

13

Duwakin написал(а):

Весомый аргумент. Да, согласен, Украины более всеядные.
Кстати, насчёт склеек: Кто нибудь пробовал клеить 16мм плёнку ультразвуковым склеечным прессом?
Или не обязательно ультразвуковым, а с применением какого либо другого нагревательного элемента.

Только не галогенки!
Я в своей планирую поставить светодиодную матрицу (уже купил, жду инвертора), а в последствии попытаться перейти на безобтюратроную конструкцию (писал в этой ветке).

Теперь по теме: Нашёл электрические схемы на 421 вот тут.
Правда сайт дурканутый - посылает по одной картинке на мыло в pdf 3 штуки в сутки!
Пришлось экспортировать, склеивать - целый геморрой. И картинки делать примерно с 5-кратным запасом по разрешению.
Обработаю и если кому будет интересно - выложу. Тоьлко предупреждаю - файлы будут большими, а читабельность не высший класс, номиналы не всегда понятны.

Хочу слямзить схему предусилителей для фотодиода и МГ. Каждый на 2х транзистороах, компактно, лаконично. Главное что номиналы есть - не надо будет долбаться с подбором постоянных времени.
Интересный момент: Ещё в подробности не вдавался, но, насколько понял, стабилизация скорости осуществляется с помощью обратной свази. Стоит генератор (вопрос, правда, где?), который вырабатывает напряжение, пропорциональное скорости. Это напряжение заводится в петлю САР. Если нужна ручная регулировка скорости - петля САР размыкается, а вместо датчика скорости - потенциометр, задающий оную. Вуаля!

Отредактировано Duwakin (21-03-2020 10:39:44)

Ну что же. светодиоды вместо проекционных ламп накаливания дело будущего.Правда, чтобы подобным образом переделать проектор, нужны и академические знания теории , и известный опыт. К сожалению, подавляющее большинство присутствующих здесь, не могут похвастаться двумя последними. Что же касается предложенной мною переделки для использования галогенных ламп, то она проста как день (оптическая схема остаётся практически не тронутой, за исключением незначительной переделки патрона проекционной лампы) и  не требует каких нить дополнительных знаний.
Кстати, поскольку вы, как мы видим, изучаете современные инновационные технологии , не дадите совет, какую современную смазку лучше использовать при технической ревизии зубчатых и   червячных передач проектора, и в частности для грейферного механизма (кулачок, направляющие), и в деталях наматывателя, который, ка известно, в проекторах марки "Украина", также далёк от совершенства. Инструкция изначально предлагала использовать солидол. Он ,понятное дело, не совершенен. И его приходилось менять , как минимум, два раза в год. Поэтому с конца восьмидесятых, я использовал циатим. Мне он казался много лучше и надёжнее. Сегодня на рынке множество альтернативных современных смазок и хотелось бы найти замену , на сегодняшний день морально устаревшему циатиму.

14

vas написал(а):

Кстати, поскольку вы, как мы видим, изучаете современные инновационные технологии,

Ну, это, Вы, батенька, загнули.
Я всего лишь по образованию - инженер электронщик. Закончил Новочеркасский Политех по специальности "Автоматика и Телемеханика". На кандидатскую в своё время забил...
Киномеханика - моё хобби с детства: в 6 лет освоил "Украину", в 10 лет - КПТ, в 16 - играючи между делом сдал на 3-ю категорию (правда корочка куда-то потерялась).

vas написал(а):

не дадите совет, какую современную смазку лучше использовать при технической ревизии зубчатых и  червячных передач проектора

А вот в механике я, к сожалению дуб дубом.
И данный вопрос меня, кстати, также интересует.

vas написал(а):

и хотелось бы найти замену , на сегодняшний день морально устаревшему циатиму

Сам до сих пор применяю циатим-201. Сколько не консультировался со "спецами" - толку нет

Единственное, что могу сказать: НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ ДЛЯ ОЧИСТКИ МЕХАНИКИ ПРОЕКТОРА WD40!!! Оная субстанция в сочетании со старой смазкой даёт труднорастворимую гадкую плёнку. Я уже обжёгся на этом. Остановился на уайт-спирите, что и вам всем рекомендую.

Отредактировано Duwakin (24-03-2020 21:22:11)

15

Применяю смазку ЦИАТИМ-202, довольно редкую нынче, но вполне продающуюся. Главная особенность - она не загустевает со временем и не теряет смазывающих свойств.
А так в жидкой фракции моторное масло М3 или любое минеральное масло, например для двигателей компрессоров хорошо подходит.

16

tml1984 написал(а):

Применяю смазку ЦИАТИМ-202, довольно редкую нынче, но вполне продающуюся. Главная особенность - она не загустевает со временем и не теряет смазывающих свойств. А так в жидкой фракции моторное масло М3 или любое минеральное масло, например для двигателей компрессоров хорошо подходит.

202 не такая уж редкость. Но я рекомендовал бы всё-таки 201-ю. Сейчас не помню отличий, но 202 чем то не подходит.

В качестве жидкой смазки я тоже применяю синтетическое моторное масло Castrol ??? (хотел посмотреть марку, но дети уже с.....ли пузырёк): у товарища осталось около 100 мл. Думаю - дай попробую. В принципе, оказалось неплохо.
Правда грейферный механизм не рискнул им смазывать - чуток густоватое. Использовал всё-таки И-20.

Для трущихся пар металл-металл (особенно червяков) очень хороша молибденовая смазка. Но она дорогая, зараза.

PS: Предлагаю тему смазки кинопроекторов вынести в отдельный топик. Вопрос не праздный и, полагаю, волнует многих здесь присутствующих.

Отредактировано Duwakin (25-03-2020 09:15:52)

17

Для смывки старой смазки никаких вэдэшек и уайт спиритов! Эти вещи  не предназначены для растворения нефтяных масел, литиевых мыл, жира и в принципе смазочных материалов.
Для очистки всевозможных подшипников, втулок, да и прочих деталей с загрязнениями я, как человек через руки которого прошёл не один десяток проекторов, рекомендую обычный керосин. Эта замечательная жидкость имеет отличную проникающую способность и отмывает практически всё. К тому-же обычный осветительный керосин нейтрален, не раздражает кожу рук и не нанесёт повреждений лакокрасочным покрытиям. Если нет керосина можно использовать бензин, дёшево и сердито, но к краске он может быть агрессивен. Я не фанат эксплуатации кинотехники без ревизии всех трущихся частей, и по этому когда ко мне попадает новый проектор или кинокамера то всегда промываю механизм и заменяю смазку.
Коротко о том, какие смазки в проекционной аппаратуре лучше всего использовать:
В бронзовых втулках узкоплёночных проекторов Автол М8 или Индустриальное.
В грейферных механизмах узкоплёночных проекторов Автол М8 или Индустриальное.
В шарикоподшипниках двигателей, механизмов лентопротяжного тракта Литол-24 или Циатим-221.
В шарикоподшипниках звуковых барабанов широкоплёночных проекторов Литол-24 или Циатим-221.
В шарикоподшипниках звуковых барабанов узкоплёночных проекторов рекомендуется жидкое масло, но я закладываю немного Литол-24 или Циатим-221, работают хорошо.
В мальтийских механизмах и головках широкоплёночных проекторов Автол М8 или Индустриальное.
В пластиковых шестерёнках небольшое количество Литол-24 или Циатим-221.

18

КН написал(а):

Для смывки старой смазки никаких вэдэшек и уайт спиритов!

Здрасьте, приехали! Уайт спирит - это фактически лёгкая фракция керосина. Его промывочная способность ненамного хуже, чем у последнего.
Кроме того он быстро испаряется. И, в отличии от керосина, практически не оставляет запаха.

КН написал(а):

В шарикоподшипниках двигателей, механизмов лентопротяжного тракта Литол-24 или Циатим-221.

Литол-24 не любит алюминий и его сплавы. Корродирует.
Я использую циатим 201 а не 221. Последний мне не понравился.

19

КН написал(а):

В шарикоподшипниках звуковых барабанов широкоплёночных проекторов Литол-24 или Циатим-221.
В шарикоподшипниках звуковых барабанов узкоплёночных проекторов рекомендуется жидкое масло, но я закладываю немного Литол-24 или Циатим-221, работают хорошо.

А вот лично я на этом влетел на КН-11. Рискнул набить литола в подшипники  гладкого вала.  Получилась ерунда. Ре3ко во3расло усилие, необходимое для поддержания скорости маховика. Со старой регулировкой пружины подпружиненого ролика стабилизатора скорости ролик  при старте доходил до упора.... и там и оставался весь фильм.  Подтянул пружину, сделав по жестче - вроде ролик в среднем положении, а 3вук все равно хрипит. Усилил прижим к гладкому барабану, вроде нормально, но при дальнейшей эксплуатации началась чехарда. Так, стоило кинопроектору постоять сутки, так пол-первой части он тянул пленку с роликом на крайний упор, жесткости пружины не хватало, а к третьей части, если крутил в помещении  и было жарко - наоборот ход становился слишком  легким, настроенная ранее пружина  ролика в данной ситуации оказывалась слишком жесткой.
3амучавшись все время перестраивать эту пружину ролика,  смыл литол с подшибников гладкого вала, и залил жидким машинным маслом. С тех пор проблемы ушли, тянет плавно и стабильно.

20

Duwakin написал(а):

Если нужна ручная регулировка скорости - петля САР размыкается, а вместо датчика скорости - потенциометр, задающий оную. Вуаля!

Так, ну и ляпнул. Конечно же, петля регулирования не размыкается, а меняется уставка скорости (референс).

С теорией автоматического кправления у меня всегда были проблемы. Почитайте сами:
Как я сдавал экзамен по ТАУ. Далёкий 1975 год. Реальная история. (ok.ru)