"Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Плесень

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://forumimage.ru/thumbs/20201007/160207935899593481.jpg

16-ЗП написал(а):

Ну а если плёнка десятилетиями хранилась в слишком сыром помещении (например в сыром подвале) можно получить вот такой "подарок"

Очень похоже на пыль,но на всамом деле это выросла плесень.Вот такое рекомендую сразу же выбросить.Можно ,конечно попытаться оттереть тряпкой,но во первых это для здоровья ,скажем так,не полезно.А во вторых,через какое то время она снова вырастет,ну а главное,можно заразить хорошую,чистую киноплёнку.
В профессиональных архивах с плесенью борются регулярно обрабатывая плёнку  фунгицидными (убивающими плесень) растворами на специальных машинах,но в домашних условиях сделать такую обработку затруднительно.

В соседнем топике была затронута тема плесени, хотелось-бы поподробнее обсудить её, мне кажется тема не раскрыта.

1) В чём вред плесени? Тем что поедает фильмокопию? Как долго живёт заплесневелая фильмокопия?

2) Если посмотреть заплесневелую фильмокопию, переходит-ли зараза с неё на проектор? Если на этом-же проекторе смотреть здоровую фильмокопию, то она от проектора заразится плесенью?

3) Расскажите о своём опыте "общения" с заражённой плесенью фильмокопией. Попадались вам такие? Что вы с ними делали? Боролись с плесенью или оставили как есть? Например хранили отдельно, завели отдельный проектор для заражённых плесенью фильмокопий?

4) Поделитесь опытом борьбы с плесенью (если таковой имеется).
   в домашних условиях
   в профессиональных условиях (фильмфонд).
Есть-ли вообще успешные исходы "лечения" поражённой фильмокопии?
Расскажите поподробнее о фунгицидных растворах. Как им осуществляется обработка. Леча одно калечим-ли что-то другое?

5) Наткнулся на такой способ борьбы с плесенью: редмастер.рф/vopros/kino-plesen.shtml хотел-бы узнать что вы о нём думаете?

На кинопленке появилась плесень. Что делать?

На кинопленке появилась плесень. Что делать?

     Если на кинопленке появился налет, то это говорит о том, что кинопленка была обработана с нарушением технологии или хранилась в условиях, не соответствующих температурно-влажностных требованиям. Исправить данную ситуацию достаточно сложно, а в некоторых случаях уже невозможно.
     Более того, существует опасность заражения спорами плесени других, находящихся в хорошем состоянии кинопленок, которые хранятся в непосредственной близости от зараженного материала.

     Промывку кинопленки нужно делать в бачке лучше всего в дистилированной воде температурой воды не более 22град. Обязательно проверять термометром. Иначе может слезть набухшая эмульсия. Если в комнате воздух сильно отличается по температуре поставить бачок в кювету (кастрюлю) с большим объемом воды чуть теплее если в комнате холодно или наоборот холоднее если воздух слишком теплый. Упреждение по температуре обычно пару градусов. Сильно холоднная вода также не допускается - будет ретикуляция эмульсии. Оптимально 18-19 град. Время промывки в точности неизвестно, но практически около 20 минут.

     Если вода не дистилированная, то должна быть кипяченая, профильтрованная, лучше добавить умягчитель воды, так называемый Трилон-Б.

     Также, чтобы при сушке не осталось следов от капель надо добавить в окончательную промывку смачиватель, так наз. ПАВ. Для окончательной промывки пленки можно развести несколько капель шампуня на 300 мл. воды и обязательно профильтровать эту воду через вату перед использованием. Сушить пленки рекомендуется в ванной (примерно 1,5 часа). Чтобы не села пыль, предварительно душем с горячей водой на несколько минут напустить пару, но разумеется это должно быть сделано хотя бы за десять минут до начала сушки киноплёнки.

     Сушка любительских кинопленок осуществлялась на выпускаемых промышленностью сушилках СКП-1. Многие любители использовали самодельные конструкции с общим принципом действия, на которые наматывалось от 15 метров кинопленки (из стандартной кассеты)

И ещё несколько цитат статей на тему плесени на киноплёнке оттуда-же.

Почему кинопленка потеряла резкость, сочночть цвета и покрылась "пыльным" налетом?

Почему кинопленка потеряла резкость, сочночть цвета и покрылась "пыльным" налетом?

Исследование повреждений кинопленок начали проводить сравнительно недавно. Это объясняется тем, что существовало мнение о невозможности поражения желатинового слоя вследствие антисептических свойств препаратов, применяемых при химико-фотографической обработке кинопленок, и бактерицидного действия коллоидного серебра, формирующего изображение. Однако на практике длительное хранение кинопленок показало, что кинопленки могут быть поражены микроорганизмами вплоть до полного разрушения эмульсионного слоя - носителя информации.
     Желатин - основной компонент фотографической эмульсии - является прекрасной питательной средой для бактерий и плесневых грибов.

     Поступающий для приготовления эмульсии раствор желатина содержит большое количество микроорганизмов. Зародыши бактерий и плесневых грибов могут быть внесены в него и при изготовлении кинопленки. В процессе промывания, второго созревания и хранения также возможно заражение пленки. Попадая в условия, благоприятные для развития, микроорганизмы вызывают гниение, размягчения и разложение эмульсионного слоя.

     Практика показала, что основной ущерб кинопленкам наносят плесневые грибы, а не бактерии. Это объясняется физиологическими особенностями грибов, активная деятельность которых наблюдается при влажности окружающего воздуха 70% и выше, а для развития бактерий необходима влажность воздуха 96-98%.

     При определенных температурно-влажностных условиях спора плесневого гриба, попавшая на желатиновый слой, начинает прорастать, образуя гифы, которые, разветвляясь, образуют мицелий. В результате на поверхности пленки появляются мутные пятна. Постепенно мицелий гриба проникает в глубь эмульсионного слоя, распространяется по поверхности, образуя пушистый налет, отчетливо видные невооруженным глазом. Когда гриб начинает спороносить, поверхность кинопленки покрывается цветной пылящей массой спор.

     В процессе своей жизнедеятельности гриб разжижает желатин (гидролиз), фотослой становится липким, что приводит к слипанию витков рулона кинопленки. При водной обработке (чистки) таких материалов наблюдается сползание или полное растворение эмульсионного слоя.

     Плесневые грибы развиваются на всех типах кинопленок, но особенно низкой грибостойкостью отличаются цветные кинопленки. Отсутствие серебра, увеличение толщины желатинового слоя способствуют быстрому размножению спор, попавших на поверхность цветной кинопленки. Образуемые в результате жизнедеятельности плесневых грибов органические кислоты (часто наблюдается запах уксусной, лимонной, яблочной и др. кислот) значительно увеличивают кислотность фотослоя, что приводит к дестабилизации красителей и изменению цветовых характеристик и резкому снижению резкости кинофильмов.

     Все это происходит не только при бытовом и не всегда соответствующем правилам хранения киноматериалов, но и при хранении кинопленок в специальных архивных кинохранилищах. Именно по причинам возможной потери киноматериала, мы рекомендуем оцифровать кинопленки в современный цифровой формат.

Основные причины роста микроорганизмов на поверхности кинопленок.

Основные причины роста микроорганизмов на поверхности кинопленок.
     Почему на нашей кинопленке в последнее время очень сильно ухудшилось качество изображения и в том числе серьезно изменились цветопередача на цветной кинопленке?

    Изучение биоповреждений кинопленки начали проводить сравнительно недавно. Это объясняется тем, что существовало мнение о невозможности поражения желатинового слоя вследствие антисептических свойств химических препаратов, применяемых при химико-фотографической обработке кинопленок, и бактерицидного действия коллоидного серебра, формирующего изображение. Однако длительное хранение фильмовых материалов, кинопленок и микрофильмов показало, что перечисленные материалы могут быть поражены микроорганизмами вплоть до полного разрушения эмульсионного слоя - носителя информации. Желатин - основной компонент фотографической эмульсии - является прекрасной питательной средой для бактерий и плесневых грибов.

     Поступающий для приготовления эмульсии раствор желатина содержит большое количество микроорганизмов. Зародыши бактерий и плесневых грибов могут быть внесены в него и при изготовлении кинопленки. В процессе промывания, второго созревания и хранения также возможно заражение пленки. Попадая в условия, благоприятные для развития, микроорганизмы вызывают гниение, размягчения и разложение эмульсионного слоя.

     Практика показала, что основной ущерб кинопленкам и микрофильмам наносят плесневые грибы, а не бактерии. Это объясняется физиологическими особенностями грибов, активная деятельность которых наблюдается при ОВ окружающего воздуха 70% и выше, а для развития бактерий необходима ОВ воздуха 96-98%.

     При определенных температурно-влажностных условиях спора плесневого гриба, попавшая на желатиновый слой, начинает прорастать, образуя гифы, которые, разветвляясь, образуют мицелий. В результате на поверхности пленки появляются мутные пятна. Постепенно мицелий гриба проникает в глубь эмульсионного слоя, распространяется по поверхности, образуя пушистый налет, отчетливо видные невооруженным глазом. Когда гриб начинает спороносить, поверхность кинопленки покрывается цветной пылящей массой спор.

     В процессе своей жизнедеятельности гриб разжижает желатин (гидролиз), фотослой становится липким, что приводит к слипанию витков рулона. При водной обработке таких материалов наблюдается сползание или полное растворение эмульсионного слоя.

     Плесневые грибы развиваются на всех типах кинопленок, но особенно низкой грибостойкостью отличаются цветные кинофотодокументы. Отсутствие серебра, увеличение толщины желатинового слоя способствуют быстрому размножению спор, попавших на поверхность цветной кинопленки. Образуемые в результате жизнедеятельности плесневых грибов органические кислоты (уксусная, лимонная, яблочная и др.) значительно увеличивают кислотность фотослоя, что приводит к дестабилизации красителей и изменению цветовых характеристик.

И напоследок ещё одно фото из интернета и цитата с https://alltodigital.ru/ocifrovka-kinop … nopljonki/

Дефекты киноплёнки

Плесень (грибок)
Плесень на киноплёнке

Эта киноплёнка была поражена микроорганизмами, быстро развивающимися на желатиновом слое киноплёнки в условиях высокой влажности.

На изображении, при осмотре с сильным увеличением, видны разводы типа сот с более плотными границами, чем картинка внутри ячейки — плесень (грибок), который вырос на натуральной желатине.

Значительная часть изображения в подобных случаях может быть потеряна из-за отслоения и деградации фотоэмульсионного слоя.

http://forumimage.ru/thumbs/20201007/160208058885567352.jpg

Заранее благодарю за будущие ответы.

Отредактировано RadiohateRR (07-10-2020 17:36:28)

2

Образуемые в результате жизнедеятельности плесневых грибов органические кислоты (часто наблюдается запах уксусной, лимонной, яблочной и др. кислот) значительно увеличивают кислотность фотослоя, что приводит к дестабилизации красителей и изменению цветовых характеристик и резкому снижению резкости кинофильмов.

Получается, что запах уксусной эссенции и распад плёнки возникают в результате не чисто химической деградации, а в этом участвует ещё и плесень?
Тогда становится понятным, почему процесс может перекидываться на другие фильмокопии, при наличии одной с уксусным запахом.

3

У меня достаточно много покрытых плесенью фильмов - последствия хранения фильмов в подвалах и помещениях с текущей крышей. Если плесень сожрала эмульсионный слой - всё, никакие методы борьбы не помогут. Если только слегка покрыла эмульсию - можно плесень засушить и потом веселиться, оттирая её влажной тряпкой. Процесс очень тоскливый. В кинопрокатах боролись с плесенью с помощью реставрационных машин. На ранней стадии это было излечимо.

4

RadiohateRR написал(а):

1) В чём вред плесени? Тем что поедает фильмокопию? Как долго живёт заплесневелая фильмокопия?

Ну ,начнём с того,что плесень это грибок.Распространяется т.н. "спорами"-то есть микроскопической "пылью", которая при общении с заплесневелой плёнкой разлетается во все стороны.Дышать таким совсем не полезно (да и в руки брать) в сети полно информации про вред плесени для человека. 

RadiohateRR написал(а):

2) Если посмотреть заплесневелую фильмокопию, переходит-ли зараза с неё на проектор?

Читал как то в сети,как в одном из наших больших плёночных архивов (в 70е годы) целая "эпидемия "  подобным образом приключилась,только не через проекторы а через монтажные столы. Пришлось всё оборудование не по одному разу обрабатывать спецрастворами фунгицидными,ну и кварцевать. Так что не желательно такое в проектор заряжать,ну или потом как следует почистить (хотя бы спиртом протереть).

RadiohateRR написал(а):

Расскажите поподробнее о фунгицидных растворах. Как им осуществляется обработка. Леча одно калечим-ли что-то другое?

"Для устранения плесени используют различные растворы,например 1% динитротрихлорбензола,динитророданбензола и д.р. Однако,прежде чем применять какие либо растворы,необходимо их проверить опытным путём на пробах от реставрируемой киноплёнки,так как иногда под действием растворов может изменятся цветное изображение.Обработку производят с помощью реставрационных машин..."-из книги  Е.А.Иофис "Кинофотопроцессы и материалы" 1980г.
Вообще,очень хорошая книга,подробно всё написано про старение киноплёнки и её архивное хранение.

Отредактировано 16-ЗП (08-10-2020 16:44:17)

5

Как уже неоднократно говорилось, запах уксусной кислоты - это продукты распада триацетатной основы фильмокопии. Наличие паров уксусной кислоты в воздухе провоцирует процесс распада исходного материала.
Лимонная и яблочная кислоты не имеют запаха, и появиться внутри рулона киноплёнки сами по себе не могут.
Плесень не является, к примеру, чайным грибом, чтобы вызвать процесс брожения с образованием специфических кислот. Да и условия нужны - 100% влажность, благоприятная температура и т.п.

В подавляющем большинстве случаев, с плесенью сталкиваются в виде белёсого налёта на торцах рулонов. Как правило, при плотной намотке плесень не проникает внутрь рулона. Белая плесень появляется, в случае если киноплёнка находилась во влажной атмосфере, а потом влажность уменьшилась. Т.е. плесень выросла, и осталась на определённом этапе роста, т.к. условия для активного размножения стали неблагоприятными. При стабильно высокой влажности и сырости в течение большого периода времени происходит глубокое проникновение внутрь эмульсии. В этом случае растёт и белая плесень в виде пуха, и чёрная и т.п. Как правило рулоны внутри сырые, витки слипшиеся, при попытке размотать - эмульсия отслаивается от основы. Такие материалы только в мусор.

Если представить в макро-масштабе, то плесневый рулон непрерывно "сеет" вокруг себя продукты жизнедеятельности плесени, в т.ч. споры. Но чтобы они начали расти, должны появиться благоприятные условия. Вероятности заражения подвержена не только киноплёнка. Любая плесень опасна для человека, особенно, если есть проблемы с иммунитетом, лёгкими и т.п. Не вижу смысла использовать отдельный кинопроектор для таких фильмокопий. Старьёвщик верно говорит про использование влажной тряпки. Где-то попадались названия фунгицидов, они общего действия, ничего специфического. Вообще, перед применением любой специальной "химии", желательно проверить её действие на неответственных или бракованных участках фильмокопии.

6

RadiohateRR написал(а):

Как долго живёт заплесневелая фильмокопия?

Ровно до тех пор,пока плесень не "сожрёт" полностью эмульсионный слой,на изображении это выглядит как мелкие точки,которых становится всё больше и больше,ну а на оптической фонограмме,как помеха на звуке,шум заглушающий фонограмму.

Почему то плесень больше "любит" казанскую "Тасму"(маркировка на плёнке ХЗК,ну или "Тасма"), "Свема" плесневеет реже,почему-не знаю.Возможно дело в различном составе основы. Плесень не растёт в "кислой" среде,а "Свема" более интенсивно выделяет пары уксусной кислоты,возможно по этому и "краснеет" сильнее,"Тасма" лучше цвет сохраняет.

Я, тоже,пробовал оттирать плесень с плёнки,досталась в таком состоянии после подвально-сарайного "хранения". Примерно через 1,5-2 года выросла снова.Дело в том,что вручную,ну и без фунгицидной обработки,полностью убрать плесень не возможно,что то остаётся и растёт снова.
Ну а там уж ,каждый сам решает оттирать или...выбросить.

7

Georg написал(а):

Как уже неоднократно говорилось, запах уксусной кислоты - это продукты распада триацетатной основы фильмокопии. Наличие паров уксусной кислоты в воздухе провоцирует процесс распада исходного материала.

Так всё-таки распад киноплёнки с выделением уксусной кислоты происходит при участии плесени или без неё?

8

Это два раздельных явления. Плесень живёт отдельно от уксусной кислоты, равно как не замечено плесневых фильмокопий с ярко выраженным уксусным синдромом. Как уже написали, кислая среда подавляет развитие плесени и грибков. Да и вообще, любая сильно выраженная щелочность или кислотность среды подавляет развитие микроорганизмов в ней. Признаюсь честно, я специально пробовал на вкус основу киноплёнки с уксусным синдромом. Настоящая кислота, достаточно сильно кислая. Скорее всего, если поместить кусок плёнки в раствор щелочи, то будут видны пузыри углекислого газа. Плесень в кинофотоматериалах интересует только одно - желатин, содержащийся в светочувствительной эмульсиях. Для того, чтобы эмульсия стала прочнее и менее "съедобной" для плесени, в её состав вводят дубящие компоненты, или, проводят отдельную операцию дубления, по завершении обработки. У разных материалов степень дубления разная. К примеру, существует целый ряд кинофотоплёнок, отслоение эмульсионного слоя в которых начинается уже при температуре 30 градусов, а от резкого перепада температуры обрабатывающих растворов возникает дефект "ретикуляция" (сморщивание). А есть материалы специально предназначенные для ускоренной обработки в проявочных машинах (рентгеновские плёнки, к примеру), поцарапать эмульсионный слой которых даже при высокой температуре достаточно сложно. Если всё совсем плохо - то проводится обработка фунгицидами. Подытожу: появление плесени на фильмокопии - следствие грубого нарушения условий хранения (высокая влажность), "уксусный синдром" - механизм, запускающийся при определённых условиях в ТАЦ-основе кинофотоплёнки в виду несовершенства состава, нестабильности содержания компонентов, нарушения технологии производства и хранения. Когда он запустится - предугадать сложно, это совокупность перечисленных факторов.

9

Georg, спасибо за ответ!