"Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино. » Беседка » Как я боролся с кинопередвижкой. Баечка-быль от "новичка"


Как я боролся с кинопередвижкой. Баечка-быль от "новичка"

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

40 лет тому назад служил я срочную службу. Попал, благодаря специальности, освоенной ещё в школе, в Военный институт, в Москву. Там, на кафедре западных языков, была поточная аудитория, где я с "Ксенонов-1" показывал курсантам и курсисточкам зарубежную киноклассику на языках оригинала, а они смотрели, слушали, воспринимали речь, а потом зачеты сдавали. Была в институте обширная фильмотека, и были в ней и 16-мм фильмы, даже тогда уже и широкоэкранные. А аудитория моя была длиннющая, но невысокая, в здании на Волочаевской улице, на 11 этаже. Посему объективы в "Ксенонах" были весьма длиннофокусные, 180 мм. А чтобы узкую плёнку показать, "Украину" или "Радугу" (на выбор) приходилось ставить посередине аудитории, и так, в режиме кинопередвижки, работать. А уж узкую широкоэкранку крутить без дезанаморфозы было и вовсе позорно, хотя экран-то всё равно был обычный, но с боков имел светлую драпировку из радиоткани, за которой прятались большие динамики от "Звук 1-25", так что "Большие гонки", например, с оригинальной 35-мм копии нормально смотрелись (анаморфотки с "Ксенонами" были), вдобавок не почиканные цензорами для отечественного проката!
  Но вот как-то договорившись посмотреть на центральном складе ВТИ, что там есть из кинозапчастей, я обнаружил там проектор 16 ЗП-5 чуть ли не в заводской консервации. Работал он великолепно, значительно тише той же "Украины-5" и решил я сделать из него приставку к "Ксенону", чтобы цивильно показывать узкую плёнку из киноаппаратной, а не кинопередвижкой из зала. Подобрал новый движок на 220 В 50 Вт от какого-то магнитофона, приделал его снизу головки, рассчитал шкив, подобрал пассик. Коля Чопик, мой однопризывник, токарь, выточил шкив и проточил для пассика канавку в шкиве обтюратора, и переходную втулку выточил к объективу от диапроектора ЛЭТИ-60 (там таких было навалом). Сделал новую крышку корпуса головки (со стороны обтюратора) прикрепил к ней втулку от ксеноновской оптики, валявшуюся без дела, так что приставка просто вставлялась в объективодержатель "Ксенона" без всяких дополнительных опор. А переходной конденсор собрал из двух КНовских объективов, лежавших без дела в двух других аппаратных (там, наоборот, залы были короткие, и КО-120 М не использовались. Причем, просто вкрутил вторую переднюю линзу (компонент) от одного объектива в другой, и получилось так, что почти весь световой поток из большого кадрового окна попадал в маленькое. Оставалось только в ЗП вкрячить фотодиод, и это тоже вполне успешно получилось, вместо второго зеркальца в его оправу ФД-7 как раз поместился. В качестве предусилителя-корректора использовал 6У-34, с его РГ сигнал поступал на стационарный усилитель, с него же и читающая лампа приставки питалась. Электросхему "Ксенона" сделал так, чтобы при подключении приставки автоматически, без всяких ручных переключений, управлялась она. На "носителе" надо было только обтюратор поставить так, чтобы не загораживал свет.
Ещё с кронштейнами сматывателя и, особенно, наматывателя, пришлось повозиться, чтобы придать им положение, при котором смогут в пространстве между аппаратом и передней стенкой проекционной помещаться 600-метровые бобины. К счастью, обошлось без поворота бобин в плоскость стены, как делалось, например в приставках к КП-30 (15). Просто вертикально их выставил и трассу пружинного пассика привода наматывателя изменил. В итоге, скажу я вам, полочилось всё великолепно в ту суровую зиму 77/78, когда от морозов в -40 в Москве чешские трамваи облупились. Фирменные 16-мм копии ни по качеству картинки, ни по качеству звука практически не отличались от наших 35-мм. Разве что пылинки выглядели крупнее. Так же и широкоэкранные. Насадку я, кстати, клал просто в нишу проекционного окна, фиксируя подручными материалами. Позднее получил свидетельство о рацпредложении, как найду, выложу здесь, а то подумаете ещё, что насочинял тут, "новичок")))

2

Александр III, интересный рассказ :cool: , я в своё время мечтал сделать подобную приставку из "Украины" для 23-КПК, но так и не дошло до дела.

А вот фото самодельной приставки из 60-х годов, когда ещё заводских не было, обратите внимание на обтюратор.
http://s9.uploads.ru/t/ebELM.jpg
http://s4.uploads.ru/t/HQlEW.jpg

3

И где же он, обтюратор? И что там за колёсико такое с накаткой на его месте? Интрига, однако :question:

4

Кроме обтюратора ещё приводного двигателя, сматывателя и наматывателя не хватает, а колёсико это ведомая шестерня, ведущая на головке проектора.
http://s7.uploads.ru/t/A7oaF.jpg
http://sd.uploads.ru/t/UjRkS.jpg

5

Как красиво и оригинально всё придумано и сделано. Восхищен! И с Меоптоном смотрится так гармонично.

6

Со слов автора этой приставки, привод осуществляется от механизма Меоптона, спереди на головке имеется рукоятка для ручного проворачивания механизма (примерно такая же как на самой "Украине"), так вот эта рукоятка была заменена на шестерню, через которую и приводился механизм головки от "Украины". Диаметры шестерён были подобраны так чтобы оптическая ось кинопроектора и приставки совпадали, думаю из вышеизложенного стало понятно что обтюратор использовался самого кинопроектора, так же и сматыватель с наматывателем. Почему автором было принято такое решение, чтобы механизм проектора крутился вместе с приставкой я не знаю, возможно он мне рассказывал, но я не помню, могу только предположить, что для снижения температурного режима фильмового канала (самого кинопроектора) и конденсора, все-таки Меоптон работал на углях, а обтюратор часть тепла отбирал, это только моя версия, как на самом деле я не знаю.

Вот ещё фото тех же лет от автора приставки, установка дневного кино, проекция на просветный экран через зеркало.
http://s7.uploads.ru/t/n3Yeh.jpg

Да простит меня автор темы, за то что замусорил тему :offtop:

7

Ах, милостивый государь, любезный Админ, да развеж это мусор, это ценнейшие уникальные фотодокументы, где ещё такое можно увидеть и прочесть?! Жаль я, в своё время не придавал особого значения фотодокументированию интересных событий и явлений, которые, может быть, казались тогда вполне обыденными. Но вот сейчас нашел кое-что по теме и выложу, как обещал.

Вот здесь мы с тем самым Колей Чопиком в день присяги. Рабочего человека сразу отличишь по суровому взгляду от дурашливого киномеханика, хотя киномеханик тоже рабочая профессия, а внешность порой обманчива
http://s1.uploads.ru/t/bvQOV.jpg

Вот я с одним из тех "Ксенонов"
http://sg.uploads.ru/t/tOTxU.jpg

Нет. нет, это не моё. Просто в тему. Уже в начале 90-х в Киноцентр пришло письмо в конверте из тогдашнего Свердловска с коммерческим предложением от тамошних умельцев сделать для многочисленных залов вот такие 16-мм приставки. Фото прилагалось к письму. Парни были не в курсе, что там уже всё было сделано до них. Вы ещё это увидите чуть ниже
http://s1.uploads.ru/t/gjpdz.jpg

А это обещанное удостоверение о рацпредложении, которое я оформил уже перед самым дембелем
http://sf.uploads.ru/t/6ws0t.jpg

Ну и совсем уже свежее фото из Музея кино на ВДНХ. Одна из тех приставок, что работали уже четверть века назад в Киноцентре на Пресне, о чем не знали ребята из нынешнего Ё-бурга. Она и теперь "потрудилась" в день открытия нового Музея для многочисленных телерепортажей. Жаль, в дальнейшем её практическом использовании есть большие сомнения.
http://sf.uploads.ru/t/TIPiy.jpg

8

Эх, я тоже не фотографировал свой киношный период жизни.
На Свердловской приставке что-то насадка не соосна с объективом, да и наматыватель  с переменным моментом наверняка в таком положении не будет работать как положено.

9

Александр III
Класс !!!  Как говорится армейская смикалка.


Вы здесь » "Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино. » Беседка » Как я боролся с кинопередвижкой. Баечка-быль от "новичка"