Собрался сегодня с духом описать работу, которую закончил вчера.
Итак. Всё по порядку.
Ещё давно обратился ко мне один мой старый товарищ с просьбой помочь восстановить Украину-5, доставшуюся ему в наследство со старой работы в техникуме.
История, по словам нынешнего хозяина, примерно такова: в работе этот проектор практически не был - почти сразу после начала эксплуатации его уконтропупили криворукие лаборанты. Поскольку с ремонтом были проблемы (далее стало понятно, почему), а списать не удалось, киноустановку в полной комплектности в тихую задвинули на склад, где всё, практически в сохранности, так и простояло в самом дальнем углу, пока не было приватизировано. У хозяина всё это хозяйство тоже пролежало изрядное время (выбрасывать, как он сказал, жалко было). И вот сейчас товарищ созрел на восстановление.
Проектор я увидел в первый раз несколько месяцев назад: П16П1 из первых выпусков. "Кинап" на шильдике, трёхзубый грейфер, металлические ролики, движок на 110 Вольт, магнитная головка. Внешне состояние просто отличное. Даже покрыт слоем консервационной смазки. В комплекте КАТ-16 и КЗВП-10 с одной колонкой.
Но когда его открыли... Это был шок. Изоляция всех проводов внутри оказалась оплавленная. Один сплошной клубок. Не знаю, как это умудрились сделать, но факт налицо. На двигателе - потёки какой-то застывшей массы. То ли лак, то ли компаунд, то ли ещё какая-то фигня. В общем движок заклинен был наглухо. Посоветовал товарищу поискать новый, а там видно будет. Короче говоря, нашёл он новый двигатель на 220В и даже с комплектом конденсаторов в придачу.
После получения двигателя, потихоньку начали мы над оной "Украиной" колдовать.
Сначала весь проектор разобрали, промыли механику уайт-спиритом от старой смазки. Затем всё смазали заново, использовав старые добрые И20 + Циатим-201. Пока товарищ занимался механикой, я выкинул все провода и полностью переразвёл электрику (у меня это получается гораздо лучше, чем механика). Монтаж сделал цветными проводами, чтоб лучше было ориентироваться. А питание читающей лампы протянул в фонарь, естественно, фторопластом.
И тут напоролся на одну фигню. Оказалась, что расположение контактов на пакетнике совсем не такое, как в схеме!!! В том числе и на моей. А пакетник был тупо отрезан. Видимо пытались чинить и бросили. Понятно почему. Повозился... Зато, в конечном итоге, разобрался.
Оказывается то, что приводилось в справочниках - полная ерунда. А все копировали друг у друга и никто не удосужился проверить. И я в том числе. В последних схемах пакетник рисовали вообще чисто условно. Собрать заново по этим схемам - НЕВОЗМОЖНО!!! (Появится настроение - обязательно приведу свою схему в соответствие).
Поставили движок, собрали всё до кучи, подали 220 напрямую от сети. Включили. Поворачиваю пакетник - треск и вонь! Приплыли.
Проверяю всё заново - всё нормально. Собственно говоря, там нет ничего сложного. Вскрываю пакетник. А таааааммммм ...!!!
Жалко, что не было фотоаппарата. На контактах клубки коричнево-чёрной массы, перемешанной с обуглившимися кусками оной. Попытался её счистить и промыть. В конце-концов, провозившись примерно полдня, плюнул. На следующий день снял свой пакетник и поставил ему. А этот забрал себе. Теперь есть стимул перейти на низкое напряжение.
Итак, первое успешное включение. Звук механизма ласкает уши. Всё крутится легко. Шум даже меньше, чем у моего. Ролики совершенно чистенькие, без боковой "насечки" и других следов какого-либо износа. Заправили плёнку. Тянет нормально без проблем.
Настал черёд оптики. Конденсор кто-то прихватизировал, отражатель всунули явно другой - поржавевший и разбитый. Не беда. У нас с собой было - завалялись у меня в заначке и вот, пригодились.
Правда, хозяин заинтересовался светодиодным источником, но это позже.
Собрал оптическую часть. Теперь самое интересное - подключить лампу. Двигатель-то на 220 Вольт, т.е. КАТ на халяву не воткнёшь. Решил переделать. Открыл. По наитию нашёл 220. Пересоединил...
НИКОГДА ТАК НЕ ДЕЛАЙТЕ Да я - старый дурак. Был небольшой фейерверк...
К стыду сказать, в жизни своей КАТы никогда не разбирал - необходимости не было. Хотя нет, вру, один раз пришлось припаивать оторвавшийся провод. Глянул тогда вовнутрь и слегка напугался путанице проводов с транса. А вот сейчас пришлось залезть...
Итак, взял схему (задним умом, блин).
<дальше запикано>
Ну какой идиот придумал такое включение обмоток!!!
Уже сейчас, когда я пишу эти строки, понял, как можно переделать: для этого подключение обмотки 1 (по схеме) переместить "выше", включив её между обмотками 3 и 4, а 220 подать, соответственно, на начало обмотки 2 (она же клемма "Сеть 127 В", она же выход общий на колодке проектора).
Но сейчас вопрос решили по другому: у товарища нашёлся ЛАТР, от которого и запитали проекционную лампу.
Склероз: забыл, как регулировать оптику на Украине, прикиньте... Положил на объектив бумажку и тщетно пытаюсь поймать изображение нити накала. Пришлось лезть в букварь, вспоминать. А ведь думал, что такие вещи забыть нельзя.
Опять зарядили часть. Ура, на экране (настоящем, правда слегка пожелтевшем от времени) первые кадры!
Теперь звук. Достали 6У-34. Подключили. (На 220 Вольт переключить не забыл, не поймаете!!!)
Результат отрицательный. После включения усилителя сгорели предохранители. Причём не сразу, а секунд через 20. Выходной транс после этого пованивать начал - явно появилась постоянка на выходе.
Всё. Чинить я его точно не буду. С некоторых пор у меня аллергия на КЗВП. На что хозяин сказал "и не надо, есть кому отдать в ремонт". После чего достал шоколадку и открыл бутылку коньяка.
Со звуком, надеюсь проблем не будет. В звукоблоке всё на месте, ничего не кручено. Если фотодиод цел, всё заведётся. Хотя... После увиденного, я уже ничему не удивлюсь. Кстати, читающая лампа неотключаемая, как и у меня - микрик отсутствует тоже.
Короче на сей ноте, с чувством глубокого удовлетворения данный этап завершили.
Хотя скорее всего продолжение следует. Ещё звук, переделка КАТа. Установка светодиодов в фонарь и звукоблок...
Эх... Когда ж я своим то займусь...