"Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » "Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино. » Кинопроекторы » Консистентная смазка для мальтийского механизма


Консистентная смазка для мальтийского механизма

Сообщений 1 страница 20 из 22

1

Как поступить если в мальтийском механизме нужно заменить отработавшую своё консистентную смазку?

Нанести
1) MC Blue 1510 ? (или с каким номером?)
2) Mobil Mobilith SHC 460 ?
3) Shell Gadus S5 V100 2 ?

4) Превратить мальтийский механизм с консистентной смазкой в механизм с масляной ванной как в теме про КН-17М ? Или если сам не могу, то обратиться к тому кто это умеет делать.

Что думаете о вышеперечисленных смазках?

При удалении старой смазки бензин обязателен или можно ограничиться обычным мылом? Критично-ли если мелкие остатки старой смазки останутся после отмывания мылом и перемешаются с новой консистентной смазкой (например с MC Blue)?

Заранее спасибо за ответы.

Интересное видео по теме выбора консистентных смазок: https://www.youtube.com/watch?v=DoN78kQNF0A Хотя там не про кинопроекторы, а про велосипеды, думаю услышанное можно адаптировать под наши цели. Что об этом думаете?

Отредактировано RadiohateRR (26-12-2021 22:07:27)

2

Смазка в мальтийский механизм закладывается на весь срок службы механизма (читаем внимательно инструкцию). Закладывалась туда смазка ВНИИ НП-285. За неимением оной я бы лучше применил отечественный ШРУС. А вообще лучше не лезть туда без нужды. Мылом хорошо мыть жопу, а не механизмы. Бензин, керосин, солярка. В крайнем случае - обезжириватель из магазина красок (он же - бензин "калоша").

3

Старьёвщик написал(а):

Мылом хорошо мыть жопу, а не механизмы.

В точку! :cool:

Старьёвщик написал(а):

Бензин, керосин, солярка. В крайнем случае - обезжириватель из магазина красок (он же - бензин "калоша").

Согласен. Всё это прекарсно подходит.
IMHO, лучше всего керосин или уайт-спирит (которым я последнее время и пользуюсь). Тем более, что это не дефицит.

Старьёвщик написал(а):

А вообще лучше не лезть туда без нужды

Самый полезный совет.

RadiohateRR написал(а):

Хотя там не про кинопроекторы, а про велосипеды

Мммммммммммммм... Насколько понимаю, это вообще-то не совсем одно и то же...

4

RadiohateRR написал(а):

Кстати вопросик, пара мальтийских механизмов ... (если я правильно понял) с консистентной смазкой? По крайней мере на них нет масломерного окошка.

Да, это правильно всё внутри- но нужно наверное  профилактику делать им. давно лежат.

Слова "профилактику делать" я воспринял как поменять смазку. Один из механизмов по ощущениям туго вращается, подумал смазка загустела. Поэтому собрался смазку менять и создал эту тему. Перез этим в "тугой" механизм заглянул, открыл сделал фото и закрыл. Смазку не удалял и не буду раз это не надо.

https://i116.fastpic.org/big/2021/1227/40/5ac7e900f706a4ce517cacc7260f0640.jpg
https://i116.fastpic.org/big/2021/1227/a3/33a7d79dfc5ea129d9e41f993243b1a3.jpg
https://i116.fastpic.org/big/2021/1227/e3/cfd5b808c99f80c685e57881f3907fe3.jpg
https://i116.fastpic.org/big/2021/1227/78/7f87ef073cf52bd3e6f547bb7ef57a78.jpg
https://i116.fastpic.org/big/2021/1227/1d/bbf1ba80ca8fb0f039fd1ad9e4ca0c1d.jpg

5

Ну если в крайнем случае и потребуется замена смазки то может стоит обратить внимание на смазку для редукторов  для элнструмента, Ultra-0. Она не очень густая и её не разбрасывает  так сильно по стенкам корпуса редуктора .  Я смазал уже несколько болгарок, и даж звук  работы стал мягче. Никакой коррозии корпуса нет. Мальтийка конечно не редуктор это понятно  но трушихся поверхностей тож  хватает. Технологии то не стоят на месте и тем более где сейчас найти родную смазку, а ремонт мало ли может все равно потребоватся, хоть и пишут в инструкциях что на весь срок службы. Если бы так все делали то уже бы ничего не осталось а так  можно ещё и восстановить  кое что, тем более  что уже давно  ничего не выпускается для киноапраратуры. Разве такие мальтийки   раньше не ремонтировали  в киноремонтных мастерских?Это не призыв к действиям естесно но может кому и пригодится. Нужно как говорится не обсуждать зря и начать приводить кучу формул химических что там начнутся какието то окисления   и прочей лабуды
а  просто взять и попробовать. ИМХО

Отредактировано Виктор (23-04-2023 05:06:09)

6

Надо оживить тему, мне предстоит расконсервировать КН-20 1980 года выпуска, 45 лет как-никак уже, в работе никогда не был, попробовал повращать за обтюратор, не вращается, похоже что мальтика в клине. Вопрос следующий, кто-нибудь использует современные смазки в таких мальтиках, какие и каков результат эксплуатации? Раз у меня на КНе мальтика в клине, наверняка старую смазку придётся удалить, а что туда пихать не знаю.

7

Всем привет!

Я в этом году психанул, заменил в мальтийском механизме старую смазку - она уже не растекалась, была как густая варёная сгущёнка, только ещё стала неоднородной, "зернистой".
Проектор имел от силы несколько часов наработки за последние 10 лет, а до этого был в заводской консервации.
Не разбирая промыл механизм бензином - заливал через большую пробку со стороны скачкового барабана, вращал механизм от руки, потом шуруповёртом, сливал пену с фрагментами смазки, заливал новую порцию бензина. Продул воздухом, на сколько это было возможно, просушил. Плоской отвёрткой стал закладывать через эту же пробку автомобильную смазку ШРУС. Она имеет вязкость на грани текучести, т.е. какое-то время сохраняет форму, потом расплывается. Это как раз то, что нужно - смазка не принимает форму вокруг вращающихся деталей, а потихоньку снова сползает на них. Закладывал смазку постепенно, проворачивая механизм рукой для распределения смазки внутри. Не могу сказать точно, сколько это получилось по объёму. Может быть, около 5-8 см3, там внутри похоже не очень большая полость. Закладывал до состояния, пока при вращении не начнёт выдавливать смазку через отверстие пробки, и при вращении должны быть видны просветы без смазки, иначе будет плохо - резко увеличится вязкое трение и сопротивление вращению, механизм будет греться. Это как с шарикоподшипниками - смазки не должно быть очень много. Уже потом внимательно посмотрел, со стороны приводного вала механизма есть винт М3, который предназначен для выпуска воздуха при заправке механизма шприцем. Шприцем заправлять будет конечно удобнее. На проекторе механизм работает достаточно тихо, точно тише чем раньше (а раньше, получается, он толком и не смазывался), немного тёплый (35-40 градусов) после получасового прогона.
Пока большого опыта эксплуатации нет, но и ничего критического не произошло. Считаю, что смазка ШРУС по составу, назначению и условиям эксплуатации очень близка той, что применяли при изготовлении проекторов. Ну и тем более, столько лет прошло - в те времена в советском автопроме ещё не применялись ШРУС (2108 и 2109 пошли вроде с 1985 года), и потребности в такой смазке не было. А так бы может быть и её использовали, но пришлось изобретать свою...

P.s.: Написал запрос в одному производителю по поводу вариантов замены смазки ВНИИ НП-285. Как будет ответ - опубликую.

Отредактировано Georg (25-04-2025 09:02:07)

8

Пообщался с представителем фирмы, которая занимается изготовлением редких и специализированных смазок ("Томфлон", г. Томск).
Требуемая мной номенклатура (ВНИИ НП-285) поставила их в тупик: данный номер отсутствует в их ТУ на изготовление (ТУ в т.ч. советские). Т.е. есть 282, 286 и т.п. Про 285 никакой информации нет.
Предложили помощь в подборе, для этого нужны все параметры узла, где она применяется (материалы, нагрузки, тип подшипников, температурный режим).
Я пока ушёл подумать, надо ли это делать. Может быть, это было действительно что-то очень специальное, и выпускалось ограниченной партией на каком-то предприятии или в НИИ.

9

Georg написал(а):

Плоской отвёрткой стал закладывать через эту же пробку автомобильную смазку ШРУС.

А ШРУС не содержит Литол? А то неоднократно на форуме писали, что Литол нельзя применять с алюминием.

10

КПТ-36 написал(а):

А ШРУС не содержит Литол? А то неоднократно на форуме писали, что Литол нельзя применять с алюминием.

я шруз пхал, показалоссь шумнее работает! шруз смыл, напхал синюю смазку с добавлением тад17 , вроде тише.

11

Это очень неоднозначная информация. Большинство спорящих людей сходятся на том, что какое-то влияние литиевых смазок на алюминиевые сплавы может оказываться в присутствии воды (не влаги из воздуха, а именно жидкой воды).
Я сам не встречал каких-либо реакций или последствий, причём в оборудовании не кинотехническом. Корпуса всевозможных редукторов сплошь и рядом из алюминиевых сплавов. Все друг друга пугают, но весомых доказательств не приводят.
Мы сейчас не говорим про коррозию алюминия в морской воде, или его электрохимическую коррозию.

Приведу самую лаконичную выдержку, которая хорошо объясняет процесс:

...Литол и алюминий совместимы при отсутствии влаги. В таких условиях Литол не разрушает алюминий и не реагирует с ним.
Однако в присутствии воды Литол и алюминий не совместимы. Это связано с тем, что литиевые мылА, содержащиеся в Литоле, гидролизуются (разрушаются) водой.
В результате этого процесса образуется водный раствор щёлочи, с которой алюминий и реагирует.
Таким образом, алюминий разрушается не под действием Литола, а от продуктов взаимодействия Литола с водой...

12

Georg написал(а):

...Литол и алюминий совместимы при отсутствии влаги. В таких условиях Литол не разрушает алюминий и не реагирует с ним.
Однако в присутствии воды Литол и алюминий не совместимы.

Да, это так. Для наступления реакции с алюминием достаточно влаги из воздуха. Я сам по молодости запорол механизм, смазав его литолом. Через полгода сам увидел результат. Потом мне объяснили, что так делать нельзя ни в коем случае. Устройство пришлось списать (благо, тогда это было проще)

13

Duwakin написал(а):

Для наступления реакции с алюминием достаточно влаги из воздуха

А разве крест и эксцентрик - не из стали? А подшипник - бронза. Алюминиевый там только корпус.

...по работе - приборы (всепогодные) с трущимися деталями (дюралиминий) штатно смазываюся ЦИАТИМом (такой же литиевый). Военная приёмка так-то...

14

Сергей Александрович написал(а):

А разве крест и эксцентрик - не из стали? А подшипник - бронза. Алюминиевый там только корпус.

А как насчёт ДЫРОК в корпусе?

15

Duwakin написал(а):

А как насчёт ДЫРОК в корпусе?

Не понял... Дырок? Или технологических отверстий? Или намекаете на то, что литиевая смазка настолько агрессивна, что проест пять миллиметров корпуса ??

16

Сергей Александрович написал(а):

Не понял... Дырок? Или технологических отверстий? Или намекаете на то, что литиевая смазка настолько агрессивна, что проест пять миллиметров корпуса ??

И то и другое:
Подшипники запрессованы. Место запрессовки разъедается и подшипники просто выпадают. Кстати каверны в алюминии были миллиметров до двух, в глубину. Не детские игрушки, однако ((
А там и до реальных дырок недалеко.

17

Duwakin написал(а):

Место запрессовки разъедается и подшипники просто выпадают. Кстати каверны в алюминии были миллиметров до двух, в глубину

Непосредственно от литола или циатима такого произойти не может. И если проектор не используется под дождём или в парной бане, то такого тоже произойти не может.
Нигде, там где мне встречался циатим, просто лежащий на стенках корпуса - я не видел не только дырок, но и просто заметных повреждений. А вот коррозия алюминия там, где он сухой, на внешней стороне, просто от атмосферной влаги (гаражное хранение, типа) - вот это обычное дело.

!! я не предлагаю использовать ЦИАТИМ в мальтийском механизме. Он там не особо подходит по своим свойствам. Но и страшилки про литиевые смазки - мало соответствуют действительности.

...Непосредственно по ВНИИ НП-285  - нужен современный аналог пластичной смазки с хорошими защитными свойствами относительно бронзовых подшипников, видимо именно в этом её сакральный смысл...
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/289/t325127.png

Отредактировано Сергей Александрович (27-04-2025 16:15:21)

18

Сергей Александрович написал(а):

Непосредственно от литола или циатима такого произойти не может.

Я про ЦИАТИМ ничего не говорил. Это разные смазки.
Насчёт литола - собственный печальный опыт...

19

Разобрал мальтику которой 45 лет, проектор в работе не был.
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t293806.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t563447.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t861597.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t20999.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t559995.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t591355.jpg
https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/2/t441155.jpg

20

Да, варёная засахаренная сгущёнка! ) Это не смазка уже. Смазки тоже имеют свойство стареть, даже не работая...


Вы здесь » "Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино. » Кинопроекторы » Консистентная смазка для мальтийского механизма