Расскажу ещё про одну "напасть",которая может случится со старой (40-60 лет) киноплёнкой на триацетатной основе.Явление названое "уксусный синдром" хорошо известно профессиональным работникам архивов кино-фото документов.
Вообще говоря,любая киноплёнка со временем стареет,помимо потери воды (пересыхания), и чисто механического износа,происходит также саморазрушение основы,что в этом случае происходит с "горючей" киноплёнкой на нитрооснове я уже писал в ветке "осторожно-горючая киноплёнка". Ну а похожая беда,случившаяся с триацетатной киноплёнкой как раз и называется "уксусный синдром".
Уксусный синдром – это процесс распада ацетатцеллюлозной основы на молекулярном уровне, сопровождающийся резким запахом уксусной кислоты, которая выделяется в окружающую среду.
Реакция разложения является автокаталитической (ускоряется под влиянием накопившихся продуктов распада основы) и начинается тем быстрее, чем выше температура и относительная влажность воздуха.Постепенно становиться липким эмульсионный слой,ну а основа становится очень хрупкой ,плёнка очень легко рвётся ,даже при отсутствии заметных повреждений перфораций.Смотреть такое уже невозможно.Ну а самое неприятное,что известны случаи, когда пораженные «уксусным синдромом» кинопленки «заражали» другие, изначально чистые.
Старения кинопленки, когда оно уже началось, протекает с возрастающей скоростью, и полностью его остановить невозможно. Оптимизируя условия хранения можно лишь замедлить этот процесс.
В общем,тот ещё "подарочек". Причины этого неприятного явления так до конца и не изучены,а вот "запустить" его может неправильное хранение киноплёнки при повышенной температуре и влажности в плотно закрытых и годами не открываемых "банках".
Единственная "радость",что разрушающаяся триацетатная киноплёнка,в отличии от нитроплёнки ,не нагревается ,ну и не может самовоспламениться.
По этому,если вдруг нам "повезло" и,открывая банку с очередным своим приобретением,мы чувствуем просто нестерпимо резкий запах уксуса,это повод задуматься,а нужен ли такой экспонат в коллекции (ну или повод предъявить претензии продавцу). Если всё же нужен (ну или вдруг ,что то лучшее и любимое,таким образом "заболело),плёнку несколько раз перематываем туда-сюда,на открытом воздухе,стараясь не вдыхать ядовитые пары ."Шедевр" храним в неплотно закрывающейся банке (не в коем случае не в герметичном пакете),в максимально прохладном ,но не сыром месте,в стороне от основной коллекции.Фильм с "уксусным синдромом" придётся минимум пару раз в год перематывать,чтобы из рулона выходили испарения уксусной кислоты.
Архивисты рекомендуют для хранения такой "больной" плёнки вообще использовать специальные вентилируемые коробки "с дырочками" (подозреваю что в них плёнка окончательно пересохнет) и внутрь коробки вкладывать специальный поглотитель "..С целью замедления "уксусного синдрома" для создания микроклимата внутри коробок с фильмовыми материалами можно использовать "молекулярные сита" цеолитов (Компания Eastman Kodak), поглощающие из воздуха влагу и пары уксусной кислоты, или нетканый хемосорбционный материал (НХМ), разработанный НИКФИ." Ну это уже рекомендация для профессиональных архивов,а не для домашней коллекции.