мы никто не имеем морального и этического права желать что-то заполучить любыми способами в свои коллекции. Уровень коллекции Николая недосягаем ни для кого, из известных мне коллекционеров, и этого уровня Николай добивался много лет, вложив в своё дело огромное количество сил, времени и денег. Поэтому только его наследники имеют право распоряжаться и решать судьбу его сокровищ. А уж как они это решат, не наша с вами забота, и подталкивать их к какому-либо действию в пользу нашей с вами корысти, это просто грешно. Если наследники решат передать куда-либо коллекции Николая, или решат распродать по частям для всех равноправно, или решат уничтожить всё до последнего кадра- это их право.
Вопрос очень непростой. Думаю, мало кто из серьёзных людей будет стремиться любыми способами что-то заполучить. Это, конечно, не этично. С другой стороны, для Николая создание коллекции было делом жизни. И будет не очень хорошо, если всё это будет просто уничтожено и перечёркнуто. Это будет просто плохо и для Николая, и для мира коллекционеров, и для множества простых зрителей и пользователей Интернета, которые благодаря Николаю смогли увидеть многие раритеты. Это будет плохо и для наследников, родственников. Но на их плечи сейчас свалилось огромное горе от потери близкого человека. А когда пройдёт какое-то время, возникнет вопрос, что же делать с этим наследием? Очень хорошо, если есть в близком окружении Николая человек, который сможет его дело продолжить, разобраться во всём богатстве. А если такого человека нет, то наследникам даже при всём желании будет непросто распорядиться коллекцией. Говорю не просто так. Меньше года назад столкнулся с ситуацией, когда чисто случайно, от общих знакомых, узнал о смерти известного в городе профессионального фотографа и кинолюбителя, снимавшего кино на плёнку ещё в 70-е годы. Сын не знал, что делать с архивом и массой аппаратуры. Пришло время освобождать гараж. Кое-что из техники удалось продать, долго и не за дорого. А с фильмами на двух плёнках (звук и изображение отдельно) он просто не знал, что делать. Если бы мне не сообщили, всё это было бы выброшено. Сейчас разбирать этот архив у меня времени нет, но он сохранён. И там может найтись очень много интересного по истории города, например. Сын получил какие-то деньги, часть дела его отца не пропала, а многие редкие фильмы в перспективе будут доступны всем желающим.
Если наследники Николая просто не знают, что делать с коллекцией, но желают Дело его жизни сохранить, то им нужно знать, к кому и куда обратиться за советом, задать вопросы. И в этом им надо помочь. Кто, как ни коллеги-коллекционеры, смогут им в этом помочь?
Max, Вы лично знали Николая. Возможно, знаете обстановку в семье. Можете связаться с родственниками? Пусть пишут сюда хотя бы, при необходимости. Конечно, не сейчас, не сразу. Но время придёт, и надо будет что-то решать. Так будет правильно. Если им, конечно, не всё равно. Но считать так у меня оснований нет. А значит, так будет правильно.