"Кинопередвижка" Форум любителей и коллекционеров плёночного кино.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нанесение магнитной дорожки.

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Приветствую, коллеги.
Возникла задача:
нанести магнитную дорожку на плёнку Super-8
Кто нибудь занимался этим вопросом?

Нужна любая информация:
- по составу магнитного слоя,
- по технологи нанесения,
- и прочее...

Интересуют конкретные наработки, чтоб это можно было довести до числа.

2

Приветствую!
Есть одна интересная книга  "Звук на любительской киноленте" В.С.Вовченко ,"Энергия",Москва 1973г.
https://soundmain.ru/resources/vovchenk … lente.199/
Там очень подробно описано, как нанести магнитную дорожку на 8мм киноплёнку.

3

16-ЗП написал(а):

Есть одна интересная книга  "Звук на любительской киноленте" В.С.Вовченко ,"Энергия",Москва 1973г.

У меня была эта книжка, и по-моему, до сих пор где-то валяется.

16-ЗП написал(а):

Там очень подробно описано, как нанести магнитную дорожку на 8мм киноплёнку.

К сожалению, там описаны способы наклейки дорожки и переноса слоя с магнитной ленты.
Оба способа не подходят:
первый - нужна плёнка на триацетатной основе (а она ещё и толстая, к тому же);
второй - магнитный слой после переноса не полностью отслаивается от подложки, качество получается не в дугу.

Интересует именно технология полива магнитного слоя, с возможностью нанесения также и балансировочной дорожки.

4

Duwakin написал(а):

К сожалению, там описаны способы наклейки дорожки и переноса слоя с магнитной ленты.

Да, жаль, в этой книге очень тактично упомянули про нанесение способом полива, но подробно описали только более примитивные.
Резка магнитной плёнки вдоль - то ещё удовольствие, а наклейка на основу - вообще не представляю...
Если мне не изменяет память, на плёнку 16 мм фонограммы поливали на кинокопировальных фабриках, и потом делали т.н. "электропечать" фонограммы. Т.е. оборудование и технология были вполне доступны.
Возможно, это явилось причиной невысокого качества массовых фонограмм. На мой взгляд, тут вопрос скорее даже не в оборудовании для нанесения, а в рецепте магнитной эмульсии.
Устройство для равномерного дозирования сделать несложно. Я себе представляю это в виде блока равномерного транспортирования плёнки и двух пишущих узлов с капиллярами. Возможно, необходимо подбирать скорость движения плёнки для регулировки толщины слоя, т.к. контролировать и регулировать вязкость в малом объёме наносимой ферромагнитной эмульсии очень тяжело. При неизменной температуре и давлении в капиллярах. Самое главное, я нигде не нашёл рецепта эмульсии. Явно ведь недостаточно смешать FeO2 и Fe2O3, упоминается какое-то "гамма-железо". К тому же, требуется очень хорошо измельчить, даже перетереть эту эмульсию. Со смывкой ферромагнитного слоя с плёнки для магнитофонов тоже где-то был описан способ, мне кажется можно было бы попробовать...

Отредактировано Georg (23-09-2024 18:15:42)

5

Georg написал(а):

Резка магнитной плёнки вдоль - то ещё удовольствие, а наклейка на основу - вообще не представляю...
Если мне не изменяет память, на плёнку 16 мм фонограммы поливали на кинокопировальных фабриках, и потом делали т.н. "электропечать" фонограммы. Т.е. оборудование и технология были вполне доступны.

16-мм киноплёнка выпускалась изначально с магнитной дорожкой. В том числе и обращаемая. На неё печаталась фильмокопия (снималось изображение), она проявлялась, а потом записывался звук с заранее подготовленной мастер-фонограммы. Лично озвучил таким способом один любительский фильм, с использованием оборудования звукозаписи местной телестудии. В те годы (до камкодеров) все репортажи для выпусков новостей на ТВ снималось на 16-мм киноплёнку. И поскольку это был одноразовый процесс -именно на обращаемую.
Думаю, что аналогичным способом делали и на копировальных фабриках.
Откуда информация, что там занимались поливом магнитной дорожки на обычную плёнку? Я такое не отрицаю, просто интересно, насколько достоверна и проверена эта информация?

Что же касается полива магнитной дорожки в домашних условиях, то мне это кажется чем-то из области фантастики. Если, тем более, говорить о каком-то качестве. Всё-таки целые корпорации в течение многих лет совершенствовали эту технологию, потратив многие десятки или сотни миллионов долларов... Не думаю, что так всё просто.
А технологию приклеивания полоски магнитной ленты на киноплёнку человек описал из личного опыта. Значит, это было реализовано и возможно повторить.

Другое дело, что на диком западе выпускали для кинолюбителей и киноплёнку Супер-8 с магнитной дорожкой. Но до нас она не дошла...

6

Увы, народ прав. "Полить" магнитную дорожку на 8-мм пленку (ширина 0.8 мм кажется), задача в кустарных условиях почти невыполнимая. Сам пробовал в свое время, эксперментровал с разными растворителями, подбирая тот, что растворяет магнитный слой, но не основу. Потом ждал пока раствор испарится, принимаю нужную консистенцию. Потом пытался аккуратно и равномерно наносить дорожу разными инструментами, начиная с банальной кисточки, и кончая хитроумной воронки с отверстием 0.5 мм, прислоненной вплотную к зубчатому барабану, протягивающему пленку.
Все бесполезно. При нанесении кисточкой равномерность слоя ужасная, а когда он заходит на перфорацию, по при воспроизведении возникает фон от ритмично изменяюшеся ширины магнитной дорожки. При самопальном поливе не удается получить стабильность процесса - то слишком много льется, то слишком мало и начинает пропускать. Иногда просто кусками отслаивается, хотя казалось вся кинпленка была одинаково обезжинена перед поливом.

Приклейка разрезанной вдоль магнитной ленты тоже еще тот геморрой, но тем не менее давала лучшие результаты, чем нанесение кисточкой и полив. Там проблема в отслаивании и необходимости периолической подлейки отстающей от кинопленки магнитной ленты. Плюс магнитная головка засирается клеем раньше чем досмотришь пятиминутный ролик.

Более-менее рабочим оказался вариант наклейки магнитной ленты из аудиокассеты на 16-мм кинопленку. Там как-раз ширина летны в кассете совпадает с шириной магнитной дорожки, а основа пленки в кассете очень тонкая, и потому не отслаивается. клеил клеем бф-6, разведенным, кажется в спирте, чтоб пожиже. К сожалению пленку из аудиокассет мне не удавалось порезать вдоль, она рвалась под лезвием. Приходилось резать ленту от боббин.

Но вообще, в финале всех этих экспериментов я отказался от совмещенной с кинопленкой фонограммы на 8мм формате. Все можно сделать куда проще: Обычная магнитофонная лента от катушечного магнитофона мотается одновременно с 8-мм кинопленкой, так что магнитная лента ложится между слоями кинопленки, чередуясь с ней. При заправке кинопленку заряжают как обычно, а магнитную ленту - в установленный на том же кинопроекторе самопальный лентопротяжный механизм, состоящий из маховика, прижимного ролика и головки с прижимной подушкой - все это можно снять с катушечного магнитофона. Привод магнитной ленты идет с наматывателя через подпружиненый рычаг. То есть не тон-валом пленка протягивается, как в штатном режиме магнитофона, а тянется "за хвост" приемной катушкой, усилие наматывания которой ставится максимально возможным, но не допускающим повреждение кинопленки. Ну и собственно все. Магнитная лента, пусть и отдельная от кинопленки, идет абсолютно синхронно с нею. Приходится только удлиннить начальный раккорд, и запускать проектор на самых низких оборотах, постепенно увеличивая их, чтобы маховик успевал раскрутиться. Зпчастую при пуске приходилось еще и рукой наматывателю помогать, ибо магнитная лента с нераскрученным маховиком его конкретно тормозила. Но когда все раскрутилось - хоть 10 минут смотришь, хоть 20 - звук синхронен даже если обороты мотора проектора немного плавают.

Я с такой схемой старшим школьником "гастролировал" по школе  и смежным учебным заведениям, с 30-и минутной "программой" из двух мультиков - "оргабление по..." и "Ну погоди - 4". Первый склеивался из трех частей, продаваемых отдельно: "по итальянски", "по французки", "по американски". Титры не вырезались, я на   просто вставлял в фонограмму куски музыки их этой же сцены, так что было почти не заметно. Скорость записанной с телефизора фонограммы к этому мультфильму я подгонял на портативном польском катушечнке "рипортер" - у него в широких предалах и очень плавно регулировалась скорость перемещения ленты. Плюс уже после что то подрезал или наоборот вклеивал куски магнитной ленты с музыкой, добиваясь полного синхрона. И потом уже эту 100 раз переклеенную фонограмму копировал на цельную магнитную пленку - вот еще плюс раздельности носителей.

С высоты нынешних достижений техники все это смотрится убого, но тогда, когда в принципе, нигде, ни за какие деньги было невозможно купить 8-мм пленку со звуковой дорожкой. это было вполне работающим решением.

7

stas160575, очень интересно о своей работе рассказываете.
Я дальше синхронизатора СЭЛ-1 не пошёл. А на 16-мм вручную подгонял скорость движения "Украины" регулировкой напряжения на КАТе. Ну и в конце уже начал снимать на плёнку с магнитной дорожкой.

8

GreifeR написал(а):

...Лично озвучил таким способом один любительский фильм, с использованием оборудования звукозаписи местной телестудии. В те годы (до камкодеров) все репортажи для выпусков новостей на ТВ снималось на 16-мм киноплёнку. И поскольку это был одноразовый процесс -именно на обращаемую. Думаю, что аналогичным способом делали и на копировальных фабриках. Откуда информация, что там занимались поливом магнитной дорожки на обычную плёнку? Я такое не отрицаю, просто интересно, насколько достоверна и проверена эта информация?...

Всё верно, для нужд телевидения выпускались 16 мм плёнки, например ОЧ-Т-45М, ОЧ-Т-90М, с уже нанесённой фонограммой. Они как раз предназначены для репортажных съёмок с черновой записью синхронного звука.
Про полив фонограмм на копировальных фабриках слышал от старших товарищей, в т.ч., на плёнку 70 мм, а ниже привожу кусочек из книги "Я сердце своё оставляю на фабрике" про Новосибирскую кинокопировальную фабрику:

https://forumupload.ru/uploads/0018/29/2a/173/t93484.png